MADE IN ITALY: моторы индустрии

MADE IN ITALY: моторы индустрии

«Джинсовый гений», знаменитый предприниматель Ренцо Россо — президент OTB Group, в которую входят Maison Margiela, Marni, Viktor & Rolf, Diesel, Stuff International (Dsquared, Just Cavalli, Vivienne Westwood и Marc Jacobs Men) и пр. Изучал текстильное производство в Институте Маркони в Падуе, учился в Венецианском университете. В 24 года начал работать технологом в Moltex. Владелец компании Адриано Голдшмид стал его учителем бизнеса. В 1978-м совместно они создали бренд Diesel (названный в честь альтернативного топлива в период нефтяного кризиса 1970-х). В 1990-х Россо привлекает в рекламу  фотографов Дэвида Ла Шапеля, Терри Ричардсона, Элен фон Унверт, Эрвина Олафа. В 1995 году одним из первых завоевывает интернет. Сегодня его бренд славится самыми передовыми коллаборациями — с производителями мебели (например, Diesel with Moroso) и кухонь (Scavolini Diesel Social Kitchen). Россо всегда идет на полтора шага впереди конкурентов.

Итальянский бизнесмен и преуспевающий общественный деятель Эмануэле Орсини на 2017–2019 годы избран Президентом FederlegnoArredo, объединения итальянских фабрик, работающих с деревом. Родился в городке Сассуола рядом с Моденой. Сегодня вместе с женой и тремя детьми живет в Кастельветро. После учебы присоединился к семейной Sistem Construction, поставляющей деревянные конструкции для строительства мостов, спортивных сооружений, церквей, стадионов, домов,  социального жилья, сборно-разборных домов разных типов. Вскоре стал заниматься продвижением продукции компании зарубежом, в частности в Испании и на Кубе. Сегодня он Генеральный директор холдинга Sistem Construction Company. В 2013 году был избран вице-президентом объединения FederlegnoArredo, в которую входят более 500 итальянских компаний. Знает все, что происходит с деревообрабатывающей индустрией в стране и всеми силами стремится поддерживать бизнес и связанные с индустрией учебные заведения. Делает ставку на развитие технологий, фантазию, творческие усилия и разумное финансирование.

Клаудио Лути — президент Federlegno Arredo Eventi и выставок Salone del Mobile.Milano и i Saloni WorldWide Moscow. Президент компании Kartell. Бразды правления принял в 1988 году. До прихода в компанию Клаудио был коммерческим партнером Джанни Версаче. Cегодня Kartell — это 130 монобрендов и 180 shop-in-shop по всему миру. «Один из моих принципов — лично вникать в процесс создания моделей. Я присутствую на всех совещаниях, знаю все в деталях. Для того чтобы вкладывать деньги, нужно досконально разбираться в предмете, не так ли? Дух бренда требует, чтобы мы постоянно находились в поиске творцов. Больше двадцати лет я выбираю дизайнеров, присматриваюсь к ним, пытаюсь понять, на что они способны. С некоторыми — Филиппом Старком, Антонио Читтерио и Ферруччо Лавиани — сложилась многолетняя дружба. Готов придумать под дизайнера технологию. Токуджину Йошиоке требуется одно, Марселю Вандерсу — другое, а Буруллекам — третье. Уверен в том, что мода и дизайн идут рука об руку. Поэтому сегодня на счету компании Kartell совместные проекты с модными домами Dolce & Gabbana, Etro, Missoni, Burberry. Результатами я доволен».  

Миланская галеристка, законодательница моды, Карла Соццани автор концепта Corso Como 10 — места, обязательного для всех модников, живущих в Милане и  посещающих столицу моды в самое горячее время года. Сестра звезды глянцевой журналистики и знатока моды Франки Соццани. В 1989 году Карла встретила американского художника Криса Руcа, с которым связала и личную жизнь, и профессиональную деятельность. Через год она открыла в Милане собственную галерею Galleria Carla Sozzani в пустующем гараже. В ее активе — персональные выставки знаменитых дизайнеров, модельеров, фотографов. Более 250 проектов, в том числе выставки Ман Рея, Хорста, Энни Лейбовиц, Дэвида Лашапеля, Марка Ньюсона, Жана Пруве, Широ Кураматы, Лоретты Люкс. В 1991 году к галерее прибавились дизайнерский магазин, книжная лавка, кафе-ресторан, а также отель Three Rooms. Сейчас мультифункциональные галереи Карлы Соццани открыты в Сеуле (совместно с Comme des Garçons), в Шанхае и Пекине. А сама она остается ключевой фигурой миланской художественно-дизайнерской богемы.

Миланский архитектор Джулио Каппеллини (р. 1954) — фигура, без которой немыслим современный итальянский дизайн. Создатель легендарной компании Cappellini, именно он первым понял, что глобальный рынок открыт брендам, работающим по принципу фабрики звезд. «Путевку в жизнь» от Cappellini получили Джаспер Моррисон, Марсель Вандерс, Том Диксон, братья Буруллеки, Сатиендра Пакхале, Марк Ньюсон, Фабио Новембре, Ора Ито, Патрик Норге и другие звезды мирового дизайна. Сегодня предметы от Cappellini находятся в главных музеях современного искусства — в лондонском V&A, МОМА в Нью-Йорке, в Центре Помпиду в Париже и других. Предприниматель с мировым именем, он cохранил квалификацию дизайнера, кроме того, снискал мировую славу прекрасного лектора и пламенного пропагандиста интернационального дизайна.  

Миланская галеристка Нина Яшар приехала в Италию в 1963 году маленькой девочкой. Nilufar, что в переводе с персидского значит «лотос» — галерею с таким названием она основала почти сорок лет назад. Начала с продажи старинных восточных ковров ручной работы (они до сих пор представлены в коллекции галереи), но сегодня конек в другом — Нина Яшар продает отменный коллекционный дизайн — объекты итальянских и европейских мастеров ХХ века (Алвара Аалто, Джо Понти, Йозефа Франка, Пьеро Форназетти) и суперсовременные вещи (Кристина Челестино, Арик Леви, Карен Шекерджян). Впрочем, известна Яшар не только в качестве опытного продавца. Она изобрела жанр «фиктивной квартиры», который назвала spot & squat: периодически снимает жилье и полностью обставляет его мебелью и аксессуарами из своей галереи, так что посетители видят шедевры дизайна «в деле»; на счету уже несколько подобных проектов в Париже и Бейруте. Недавно к знаменитым пространствам галереи Nulifar на улице Спига, присоединилось огромное помещение Nilufar Depot недалеко от станции Гарибальди.

«Мы пытаемся смешивать как можно больше компонентов: красок, материалов, предметов. Любим вещи с патиной. Таким образом, создаем комплекты, которые будто находились в этом месте всегда. И обязательно минимум один предмет — современный. С ним ансамбль приобретает совсем другой смысл».

Дуэт Эмилио Сальчи и Брит Моран знаменит в европейских столицах. Коллеги вдохновляются их вкусом, выбором и умением сочетать. Конек дизайнеров Dimorestudio — mix & match. «Винтажный шик», как называют их стиль специалисты, оценивается высоко. «Итальянцы счастливым образом от природы креативны, талантливы в миксе, — говорит Брит. — Это я постарался у них перенять. Мы восхищаемся выдающимся дизайном середины века. Особенно нас вдохновляют Джо Понти и Карло Скарпа». 

Седовласая маленькая женщина в огромных очках известна на весь мир своей потрясающей способностью видеть молодые таланты и угадывать будущих звезд. Знаменитая галеристка Россана Орланди происходит из семьи текстильных магнатов, начинала как модельер, но увлеклась промдизайном. В здании старой вязальной фабрики, недалеко от Корсо Маджента в Милане, много лет назад она организовала Spazio Orlandi — интерьер, наполненный дизайнерскими объектами и открытый для широкой публики. В нем она выставляет и продает самое модное, нетривиальное и не обязательно итальянское. Среди ее фаворитов сегодня, например, словенка Ника Зупанц, голландцы Мартен Баас и дуэт NLXL, кореец Вонмин Парк, японка Юкико Нагаи. Есть тут магазин с симпатичным массмаркетом, есть и галерея, в которой собраны уникаты и лимитированный тираж, а также гостиница и ресторан для друзей. На вернисажи поцеловать хозяйку приходит весь дизайнерский Милан.  

82-летний Марио Беллини, «живой классик», активно проектирует и ежегодно становится одним из главных ньюсмейкеров Миланской недели дизайна. Восемь раз был лауреатом премии Compasso d'Oro («Золотой циркуль»). В 1987 году нью-йоркский Музей современного искусства организовал ретроспективу его работ (к тому времени уже 25 объектов находились в постоянной коллекции). До Беллини такой чести прижизненно не удостаивался ни один дизайнер. Он рисовал мебель для Vitra, B&B Italia и Cassina, светильник для Artemide, автомобиль для Renault, кассетную деку для Yamaha, для Оlivetti — пишущие машинки, калькуляторы и компьютер P 101 (вещи этой марки выставлены в доме в специальной комнате). Его карьера архитектора развивалась так же успешно. Среди работ — павильон ислама в парижском Лувре, культурный центр в Турине, постройки в США, Японии, Австралии. Что бы ни создавал Беллини, в подходе чувствуются высокая культура и уважение к предмету. «Стул спроектировать сложнее, чем небоскреб», — говорил он.

«Тридцать лет я живу в Милане, — говорит Патрисия. — Здесь я училась, здесь начинала карьеру. Диссертацию защищала у Акилле Кастильони. У него же потом работала ассистентом. Несмотря на то что мой старт был растянут во времени и совсем не прост (собственную студию Патрисия открыла только в 2001 г.), итальянцы верили в меня. И до сих пор они дают мне работу».  

Один из самых результативных дизайнеров в мире. За двадцать пять лет миланской практики Патрисия Уркиола поработала для десятков компаний, в том числе для Agape, Alessi, B&B Italia, Driade, Foscarini, Flos, Kartell, Moroso. Недавно стала арт-директором одной из ключевых фабрик Италии Cassina и сейчас открывает новые шоу-румы компании, проектирует отели и находит время для галерейных объектов. У Уркиолы есть своя манера — ее работы эклектичны, разнообразны и нежны. Ее привлекает Африка, Индонезия, Средняя Азия: местные искусства и ремесла дарят не только декоративные идеи, но и оригинальные технологии.

 

Патриция Морозо — бессменный арт-директор фабрики Moroso, которую в 1950-х годах основали ее родители. Гранд-дама итальянского дизайна, умеющая как никто распознать новые таланты и работающая с первыми именами. Именно с ее помощью семейная фабрика вышла на международный рынок. Глаз-револьвер Морозо точно определяет фаворитов времени. Когда-то Патриция помогла девочке Нипе Доши (сегодня знаменитый дуэт Doshi Levien) и гениальным шведкам из группы Front Design. Ее собственный дом спроектировала ее подруга Патрисия Уркиола. В новой коллекции — вещи от Ричарда Хаттена, Scholten & Baijings и Мартино Гэмпера. Долгие годы Патриция Морозо в браке с синегальцем, художником и дизайнером Абду Салам Гайе. Трое их детей уже выросли. Конечно, она много путешествует, но Патриции важно оставаться в Милане, быть в центре дизайнерской жизни — ее приоритет. 

Итальянский дизайнер Стефано Джованнони — автор хрестоматийных предметов, навсегда вошедших в историю бытовой культуры. Вклад Джованнони трудно переоценить, даже если бы из всего, что он создал за свою карьеру, остались только две вещи: металлический поднос Girotondo (1989) с вырезанными силуэтами человечков, ставший эмблемой Alessi, и барный стул Bombo (1998) для Magis. Но в его портфолио еще сотни оригинальных объектов: кухонные приспособления, радиаторы, дверные ручки, смартфоны, фены, чемоданы и метеостанции. Дизайн-критик Кристина Мороцци, к мнению которой прислушивается весь Милан, назвала его царем Мидасом от дизайна, а Альберто Алесси — чемпионом всего суперпопулярного. Сегодня Джованнони ориентирует коллег на создание собственных бизнес-альянсов — он продвигает бренд Qeeboo — новый способ производства и дистрибуции проектных объектов от признанных мастеров интернационального промдизайна.