Марсель Вандерс — дизайнер нашего времени

Марсель Вандерс — дизайнер нашего времени
Марсель Вандерс фото

Марсель Вандерс (Marсel Wanders, р. 2.07.1963) — на каждой важной международной выставке в Милане, Париже или Кельне. Он проектирует масштабные резиденции и отели в Стамбуле, Тайпее, Бонне или Цюрихе. Декорирует лобби клубных домов в Москве. Успевает пополнять коллекции собственного бренда Moooi, творить вещи для Louis Vuitton, аксессуары для Christofle, мозаику для Bisazza и сантехнику для Laufen.

По теме: Марсель Вандерс для Laufen: новая классика

Среди заметных работ — интерьеры в духе Gesamtkunstwerk, все наполненные опусами Вандерса: от барных стульев и гигантских колоколов до ножей и вилок. Он создает для туристических отелей — таких как  Kameha Grand Zurich, гостиницы, готовой принять 960 постояльцев, или  Mondrian Doha, театрализированные, словно по сюжету «Алиса в стране чудес» грандиозные сценографии.

Марсель Вандерс работы фотоВ начале октября 2017 года открылся первый отель Mondrian Doha. Катар. Дизайн — Марсель Вандерс. В отеле — витражные потолки, золотые лифты, ажурные лестницы, мраморные полы и хрустальные люстры Swarovski.

«Для дизайна Mondrian Doha был очень важен локальный колорит, — рассказывает Вандерс. —  Чтобы создать отель, мы изучали город, мы изучали людей. Мы не создаем интерьеры, мы создаем места назначения. Мы приглашаем присоединиться к нам в путешествии, у которого нет конца. В Mondrian Doha сюрпризы ожидают вас на каждом шагу».

Марсель Вандерс работы фотоРаскладной шезлонг Lounge Chair, Louis Vuitton Objets Nomades. 2016. Оммаж дизайнеру Джо Коломбо и его креслу Tube Lounge.

«Рассказывать истории» — тренд в современном дизайне. Каждый интерьер, наполненный его предметами, обоями, покрытиями и аксессуарами, по содержанию тянет на полноценный роман.

Марсель Вандерс мебель фотоКресло и диван Diamond, колл. Louis Vuitton Objets Nomades, диз. Марсель Вандерс. 2019.

Вандерс перевернул представление о голландских дизайнерах как о скромных изобретателях велосипедов и авторах протестантских скамеек. Флагманы мебельной индустрии охотно приглашают Марселя для того, чтобы тот разбавил однообразный модельный ряд фантазийной новинкой.

Марсель Вандерс работы фотоZenith Le Roi Soleil, диз. Марсель Вандерс, Baccarat.

Люкс давно считает его постоянным контрибьютором. А музейщики, похоже, уже согласились на соседство его логотипа (автопортрет с золотым клоунским носом) рядом с Вермеером и Рембрандтом. На книжной ярмарке во Франкфурте в 2015 году Марсель Вандерс презентовал книгу Rijks, Masters of the Golden Age. Внутри — 60 живописных шедевров XVII века из собрания Государственного художественного музея в Амстердаме Rijksmuseum. Уникальный том весит 40 кг и уже украшает библиотеку Rijksmuseum.

Марсель Вандерс работы фотоКовер Blouberry fields, диз. Марсель Вандерс, Signatures Collection, Moooi carpets. 2015.

Под два метра, с осанкой, выдающей многолетние занятия йогой, всегда в черном костюме а-ля клоун или конферансье, с бусами Rainbow на шее. Даже люди, далекие от дизайна, знают, что есть голландский кудесник, который придумывает кружевные кресла, мажет синей краской вазы и блюда, делает светящиеся наряды, выкладывает мозаикой гигантские цветы и калейдоскопические узоры.

Марсель Вандерс работы фотоЧасы, колл. Jardin d'Eden, Сhristofle. 2016. Высота 2 м.

Стилистика необарочного наркотического видения была очень успешна в середине 2000-х. Все помнят обнаженных атлетов, а также голых детишек и неодетых стариков, снятых фотографом Эрвином Олафом для рекламы компании Moooi.

Марсель Вандерс работы фотоСтул Monster, 2001. Moooi. Фото Эрвин Олаф.
Марсель Вандерс работы фотоЛюстра Raimond, диз. Раймонд Патс, 2010, Moooi. Фото Эрвин Олаф.

Модернистский дизайн презирал декор, Вандерс поставил декор во главу угла. «Хватит функции, нужно больше любви. Больше фантазии, снов, воспоминаний и чувств», — говорит дизайнер. Как этого достичь? Лучшее средство ‹— серийное производство, имитирующее ручную работу. Весь его творческий процесс похож на необходимость написать короткое японское хокку, в котором сойдутся воедино текстура, цвет и символ.

Марсель Вандерс работы фотоЛюстра Zeppelin, парафраз на люстру Taraxacum, диз. А. Кастильони, Flos.
Марсель Вандерс работы фотоСтул Carbon Ballon, Personal Editions, 2014. Карбон. Вес 800 г.

MARСEL WANDERS Cуперзвезда голландского дизайна. Выпускник Института искусств в Арнеме. В 2001 году с Каспером Виззерсом основал бренд Moooi. Проектировал для B&B Italia, Cappellini, Puma, Bisazza, Flos, Baccarat. Автор интерьерных проектов в Голландии, Майами, Нью-Йорке, Индонезии, Катаре.

Марсель Вандерс работы фотоСветильник Eye Shadow, Cappellini. ПВХ, вискоза, принт. 33 экз. Редизайн светильника 1998 года.
Марсель Вандерс работы фотоТабурет Stone, Kartell. 2006. Пластик.

Помимо дизайна Марсель профессионально изучал альтернативную терапию: нейролингвистическое программирование и нейроэмоциональную интеграцию. Его украшение на шее Tape (колл. Breakfast of a Rabbit) в виде магнитофонной ленты содержит аудиозапись, как кролик хрустит морковкой. Или коллекция декоративных вазочек Airborn Snotty. Образцы мокроты у людей с различными заболеваниями были отсканированы, многократно увеличены и согласно полученным формам напечатаны на 3D-принтерах — каждая ваза названа точно по диагнозу: «Синусит», «Сенная лихорадка», «Ринит». Знаковым считается и Knotted Сhair («Кресло в узелках», 1996, выпускается Cappellini). Основа из фиброволокна и пластика имитирует технику макраме.

Марсель Вандерс работы фотоКресло Knotted Chair спроектировано для Droog Design в 1996. Выпускается Cappellini.

Еще один козырь Вандерса — он единственный дизайнер, который не боится подарить предметам «темную сторону души», выразить испепеляющие страхи и меланхолию (колл. Monster Сhair).

Марсель Вандерс работы фотоМарсель Вандерс накладывает на пол Westerhuis декоративное покрытие Impressions.
Марсель Вандерс работы фотоКоллекция мозаики Grey Tulips, Bisazza. 2016.

Марсель признается, что его творчество любят в других странах, но прохладно воспринимают в родной Голландии. А размах его бизнеса свидетельствует о том, что Вандерс со своей иррациональной тягой к прекрасному, с мечтами и фантазиями остается настоящим голландцем, причем самой жесткой модернистской выучки.