Ферруччо Лавиани (Ferruccio Laviani): дизайнер, сценограф, арт-директор

Ферруччо Лавиани (Ferruccio Laviani): дизайнер, сценограф, арт-директор

Дизайн Ферруччо Лавиани (Ferruccio Laviani) полон интеллигентного остроумия и искрометного люкса. Бессменный арт-директор итальянских фабрик Kartell и Emmemobili, он, как всегда, в числе первых ньюсмейкеров на Миланском мебельном салоне. Одним из хедлайнеров стал спецпроект Reality or Illusion, созданный a/pf/l Studio Laviani в Spazio Brera для Foscarini: иллюзорное пространство со смещенным масштабом, в котором оптические эффекты создавали разноцветные треугольники, покрывавшие пол, потолок и стены, и развешенные на этом фоне гигантские версии самых знаменитых светильников бренда.

После Милана проект с не меньшим успехом продемонстрировали в Нью-Йорке на только что завершившейся выставке ICFF 2016. Стенд Emmemobili показывал всю линейку его ироничных креденц, в которых Лавиани подшучивает над историческими стилями, и премьеры — его парадоксальные консоли Brique и Coin. Выставочный проект Kartell, как и в предыдущие годы гениально оформленный Лавиани, назывался Talking Minds: на двенадцати стендах были представлены портреты топ-дизайнеров и предметы, сделанные ими для бренда. Среди звезд — сам Лавиани (с новой версией светильников Kabuki и с лампами Nest), Филипп Старк, Патрисия Уркиола, Фабио Новембре, Пьеро Лиссони, Оки Сато и другие. Отдельный стенд показывал премьерную детскую коллекцию Kartell, для которой Лавиани сделал стол-конструктор Clip Clap.

Выставочный стенд Talking Minds для Kartell на Миланском мебельном салоне 2016, дизайн Ф. Лавиани.
Сoin, Emmemobili. 2016.

 

 

Пьетро Ферруччо Лавиани родился в 1960 году в Кремоне и сначала собирался стать скрипичным мастером, что неудивительно: Кремона — родина Страдивари, и здесь находится всемирно известная школа, где изучают изготовление скрипок, которую Лавиани и начал посещать в 1978 году. Но вскоре поступил в знаменитый Миланский Политех и в 1984-м получил диплом дизайнера, а в 1986-м — архитектора. Еще студентом Лавиани начал работать в студии известного архитектора и дизайнера Микеле де Лукки, соратника Этторе Соттсасса и сооснователя авангардной группы Memphis. А в 1986-м стал его бизнес-партнером. За пять лет сотрудничества с де Лукки Лавиани успел реализовать дизайнерские проекты для таких «громких» брендов, как Mandarina Duck, Swatch, Olivetti, Polaroid, Memphis. Тогда же он начинает заниматься выставочной сценографией — позднее эта сфера станет одним из его коньков. Оформляет и курирует выставку об итальянском мебельном дизайне в Лувре. Делает стенд группы Memphis на Миланском мебельном салоне и их шоу-рум в Нью-Йорке. Знакомится и проектирует вместе с Этторе Соттсассом и Алессандро Мендини.

Шкаф Good Vibrations, Fratelli Boffi. 2013.
Шкаф Good Vibrations, диз. Ф. Лавиани, Fratelli Boffi. Фрагмент. Эффект искаженного цифрового фотоснимка.

 

В 1991-м Лавиани основал собственную студию в Милане, и в том же году началась эпопея его арт-директорства в Kartell, которая длится вот уже четверть века. «Kartell уже более 20 лет мой второй дом... Что еще сказать?» Для знаменитого пластикового премиум-бренда Лавиани в разные годы спроектировал целую коллекцию «икон дизайна»: столы Max и Four, светильники Fl/y, Easy, Bloom, Bourgie, Taj, Battery... Лавиани неизменно оформляет стенды Kartell на международных мебельных салонах в Милане, Кельне и Нью-Йорке, превращая их в яркие арт-инсталляции. Он автор концепции и всей сценографии открывшегося в 1999-м корпоративного музея дизайна Kartell: в кампусе компании в Новильо под Миланом на площади в более чем 2 тысячи квадратных метров выставлено 8 тыс. предметов, 15 тыс. фото и 5 тыс. эскизов. В 2000-м экспозиция получила премию Guggenheim Business and Culture Award. Лавиани отвечает за оформление всех магазинов Kartell — а это 130 монобрендовых шоу-румов и 250 корнеров по всему миру (Москва — не исключение). В конце февраля этого года открылся очередной — флагманский магазин на Brompton Road в Лондоне. Фирменные атрибуты, придуманные Лавиани, — прозрачные стеклянные полки вдоль стен и подсвеченные снизу квадратные напольные платформы из белого стекла, на которых стоит мебель.

Дизайн выставки Anni uomo Dolce & Gabbana. 2010.

За долгую карьеру Лавиани оформил десятки выставочных стендов, шоу-румов и штаб-квартир для Foscarini, Flos, De Padova, Moroso, Emmemobili, Mito, Piombo, Cassina, Snaidero... Быть арт-директором — его профессиональное амплуа, и Kartell — далеко не единственная компания, в которой он успел потрудиться на этом поприще. Были еще Mito, Flos, Pandora. С 1992 года и до сей поры он арт-директор Emmemobili. В конце 1990-х он сотрудничал с экспо-концерном Cosmit и вместе с Акилле Кастильоне делал выставку о творчестве Джо Понти и Вико Маджистретти. Интерьеры бутиков, экспозиционных залов и шоу-румов — специфическая, в чем-то даже эфемерная реальность: в отличие от предметов их не купишь и не унесешь домой. Но Лавиани никогда не оставлял и предметный дизайн. Он проектировал эпатажные светильники для Foscarini и FontanaArte, вальяжные диваны для Moroso, комфортные кресла и кровати для Molteni, пародоксальные комоды для Emmemobili, сумасшедшие шкафы для Fratelli Boffi, декоративные панели для Citco, эксклюзивные кухни для Dada — Alta Cucina... Так что и в этом смысле дизайнерская фортуна не обошла его стороной.

Ресторан Gold, Dolce & Gabbana, 2006.
Бутылка Paradis Horus для коньяка Hennessy, диз. Ф. Лавиани.

 

Лавиани работает и для фешн-индустрии. Он уже очень давно дружит с Доменико Дольче и Стефано Габбана. Их фешенебельный бар Martini на Corso Venezia создан им. Лавиани отвечал и за внутреннее убранство новой штаб-квартиры бренда Dolce & Gabbana в Милане — а это 10 тыс. кв. метров офисного, торгового и экспозиционного пространства. Он оформляет интерьеры бутиков D&G в созданном им же фирменном стиле: черный базальт, глянцевая мебель, тонированные зеркала и роскошные люстры.

Бутик D&G на Пятой Авеню в Нью-Йорке, диз. Ф. Лавиани.
Бутик D&G на Пятой Авеню в Нью-Йорке, диз. Ф. Лавиани.

 

Рекламная кампания Massimo Piombо.2002. Studio Laviani активно занимается графическим дизайном.

Несмотря на бешеную востребованность, Ферруччо Лавиани скромен и не слишком публичен, он совсем не шоумен и не суперстар от дизайна. Говорят, что в иные годы он даже уезжал на время Миланского мебельного салона в провинцию, подальше от интервьюеров и шумных презентаций. По этой же причине отказался от преподавательской деятельности — всего лишь год, в 2000-м, вел семинары в академии Domus. Немного собирает современное искусство, любит творчество американского художника Кита Харинга и архитектуру швейцарцев Жака Херцога и Пьера де Мерона.