Увидеть один раз в жизни: 5 частных парков искусств

Увидеть один раз в жизни: 5 частных парков искусств

Самые красивые земли отданы художникам, дизайнерам и архитекторам... Прекрасная утопия? Не теперь и не у нас. Состоятельные «граждане мира» жертвуют свои акры и гектары, бухты и острова ради уникальных пространств «арт+дизайн». Новые «диснейленды» обещают глобтроттерам самое ценное — приобретение ни с чем не сравнимого опыта.

По теме: Foster+Partners: мечты и амбиции Apple Park

1. Инотим (Inhotim). Бразилия

«Я хочу создать душевное состояние», — говорит Бернардо Пас (Bernardo Paz), горный магнат и коллекционер, владелец Inhotim. В стране золота и алмазов он придумал мир, где представлены 1300 работ 100 художников, построены 23 галереи. Самый большой парк искусств занимает 780 га, здесь сосуществуют 5000 видов растений, разбиты 5 искусственных прудов и прекрасные площадки для гольфа. Автор ботанического сада и образовательного центра — знаменитый пейзажист и корбюзианец Роберто Бурле-Маркс (1909-1994), друга Паса.

Бернардо Пас (Bernardo Paz, р. 1949), горный магнат и коллекционер, владелец Inhotim.

Когда Пас начал собирать свою коллекцию, он не был ни знатоком, ни даже любителем искусства. Сегодня, благодаря стараниям нью-йоркских кураторов, он — обладатель самого крупного в Бразилии собрания современных авторов, такого, которым не может похвастать ни один музей страны. В «Инотиме» вы увидите вещи Криса Бурдена, Мэттью Барни, Джузеппе Пеноне, «Акустический павильон» американца Дага Эйткена, «Калейдоскоп» датчанина Олафура Элиассона, фантастические красные комнаты — «Багряные сумерки»  бразильского концептуалиста Сильдо Мейрелеса.

«Инотим» находится в двух часах езды от Белу-Оризонти, столицы Минас-Жерайс, главного горнорудного штата страны. Два миллиона человек посетило Instituto Inhotim с тех пор, как в 2006-м он открыл двери для широкой публики. «Такого нет больше нигде в мире. Этот парк меняет сознание людей», — говорит его директор Антонио Грасси.

2. Ферма Гиббса (Gibbs Farm). Новая Зеландия

Он открыт обычно один раз в месяц, и нужно приготовиться к долгому ожиданию приглашения на экскурсию. Парк скульптур миллионер Алан Гиббс (Alan Gibbs), начал создавать в 1991 году в новозеландской бухте Кайпара, в 50 км от Окленда. Коллекция Гиббса содержит внушительный список имен: Аниш Капур, Нил Доусон (его работа «Горизонты» была одной из первых в коллекции), Даниэль Бюрен, Леон ван ден Эйкель, Ричард Томпсон, Ричард Серра, Сол Левитт и др. Все скульптуры (их около 30) художники создавали на месте.

Алан Гиббс (Alan Gibbs, р. 1939), новозеландский мультимиллионер и меценат. Среди его активов — Gibbs Amphibians — компания по производству машин-амфибий.

На «Ферме Гиббса» буйволы и жирафы разделят с вами красоты местного пейзажа: грандиозные произведения, соразмерные изгибам холмов и протяженной береговой линии, созданы так, чтобы не мешать представителям местной фауны.

3. Остров искусств Наосима (Benesse Art Site Naoshima). Япония

В 1986 году владелец известного в Японии издательства Соитиро Фукутакэ (Soichiro Fukutake) вернулся на несколько месяцев из шумного Токио в родной город. Жизнь в Окаяме изменила его настолько, что он переименовал свою компанию, назвав ее Benesse — «жить качественно»  (сегодня корпорация Benesse — лидер в области дистанционного обучения), а небольшой остров Наосима, расположенный неподалеку от Окаямы, он замыслил сделать местом, где будет царить «идеальный баланс света, звука, пространства и цвета». Строительством главных объектов занялся Тадао Андо, близкий друг Фукутакэ. Художники стали приезжать сюда ради site specific work. Первой работой была«Кадоя» Тацуо Миядзимы: двухсотлетний дом перестраивали общими силами с местными жителями. По примеру Кадойи и другие пустовавшие на острове дома превращены в арт-объекты.

Соитиро Фукутакэ (Soichiro Fukutake. р. 1945), меценат и предприниматель, глава Benesse. Собственный капитал 1,3 млрд долл. (2017 г.)

На Наосиме возведен Benesse House Museum — музей-отель с одной из лучших в Японии арт-коллекций: шедеврами Поллока, Наумана, Твомбли, Хокни, Джаспера Джонса, Хироси Сугимото, Баскии и Энди Уорхола. Здание, разумеется, проектировал Тадао Андо. В 2004 году открылся Chichu Museum — своеобразный храм для «Моста с водяными лилиями» Клода Моне (Water-Lily Pond, 1915–1926, размеры: 2 на 6 м), одной из самых дорогих картин в мире. Моне соседствует с работами Джеймса Таррелла и Уолтера Де Мариа. По острову легко передвигаться на велосипеде, остановиться можно в «минсюку» — домах для туристов, а приплывая на пароме, пройти через терминал, созданный архитекторами SANAA.

4. Арт-центр Сторм Кинг (Storm King Art Center), США

Сад скульптур и картинная галерея находятся всего в часе езды от Нью-Йорка, но может показаться, что вы оказались на другой планете. На 250 га — объекты самых известных художников нашего времени: сто знаковых произведений Роя Лихтенштейна, Александра Колдера, Дональда Джадда, Ричарда Серра, Луизы Буржуа. Их грандиозный вид на фоне ухоженных прудов, лугов и рощ западного Корнуола поможет ощутить себя лилипутом, приняв всю мощь воздействия и зрелищный эффект масштабного современного искусства.

Джон Стерн (John Stern, р. 1960), президент Storm King Art Center.

Storm King Art Center основан в 1960 году коллекционерами Х. Питером Стерном и Ральфом Э. Огденом (H. Peter Stern, Ralph E. Ogden), отцом и дедом Джона Стерна (John Stern), нынешнего президента Центра. Пасторальный ландшафт спроектировал архитектор Уильям А. Резерфорд. Идея общественного парка началась с приобретения, ровно полвека назад, 13 редких скульптур Дэвида Смита. Джон Стерн, возглавив дело отца и деда в 2008-м, сделал Storm King Art Center менее элитарным: теперь семейный парк посещают 150 000 человек в год, здесь популярны субботние утренние занятия йогой и доступны воскресные прогулки при луне. В сезон с июня по октябрь в аренду сдаются 16 арт-резиденций.

5. Шато Лa Кост (Château La Coste), Франция

Ирландец, девелопер, коллекционер Пэдди МакКиллен (Patrick McKillen), совладелец знаменитых лондонских отелей Claridge’s и The Berkeley, изменил представление о винном деле. Купленное им в 2003 году провансальское поместье Château La Coste вместе с 125 га роскошных виноградников стало музеем современной архитектуры и искусства. Для начала он пригласил архитекторов-звезд: Тадао Андо построил здесь Арт-центр, Оскар Нимейер нарисовал амфитеатр, Фрэнк Гери спроектировал музыкальный павильон, Жан Нувель выступил автором винодельни. Ричард Роджерс работает над галереей рисунка.

Пэдди МакКиллен (Paddy (Patrick) McKillen р. 1955), девелопер, совладелец Maybourne Hotel Group.

Самым недавним контрибьютером стал Ренцо Пьяно, завершив в 2017 году новое помещение арт-галереи. Оливковые и дубовые рощи, поля лаванды показались МакКиллену прекрасной декорацией для монументальной скульптуры и инсталляций Луизы Буржуа, Александра Колдера, Ричарда Серра и других выдающихся художников. Среди имен, которые украшают афиши Арт-центра: Хироси Сугимото, Ли Уфан, Ай Вэйвэй, Лиам Гиллик, Карстен Хеллер, Жан-Мишель Отоньель. Безупречную комбинацию «искусство и вино» продолжают мишленовский ресторан и новый бутик-отель Villa La Coste, где летняя ночь для любителей современного искусства будет стоить не дешевле 1200 евро. МакКиллен уверен, что его коллекция достойна тех, кто может заплатить.