Фотограф и архитектор Сугимото (Sugimoto): камера — это боксерские перчатки

Фотограф и архитектор Сугимото (Sugimoto): камера — это боксерские перчатки

Выставка японского художника, фотографа и архитектора Хироси Сугимото «Прошлое и настоящее в трех частях» проходит в Мультимедиа Арт Музее, Москва в рамках Фотобиеннале 2016.

В трех частях, потому что представлены три многолетние серии: «Диорамы», «Театры» и «Морские пейзажи». Мы знаем, что есть темы, которые  художники снимают по десять лет, поджидая нужного путешествия, неделями ловя необходимую погоду или свет. Сериям Cугимото по 30-40 лет, они ровесники взрослым людям, со сложившимися карьерами, биографиями, собственными детьми.  

Хироси Сугимото. Нетронутый лес в Северной Пенсильвании. 1980. © Hiroshi Sugimoto. Courtesy of Gallery Koyanagi

Отправляясь на выставку, важно помнить пять фактов про жизнь и творчество мастера. Во-первых, японец предпочитает  камеру большого формата (8×10) и длительной выдержки, позволяющей утрамбовать в один кадр любой временной период. То есть фотографии получаются высокого эпического стиля, что бы ни было на них запечатлено.

Во-вторых, Сугимото снимает только ч/б. Изображения могут быть предельно стилизованными и декоративными, четкими, как линогравюры, или наоборот, размытыми и туманными, как старые пикториальные снимки, но дуатон сохранится в любом случае. В-третьих, Сугимото не только экспериментирует со временем (серию «Театры» он снимал в 1970-е годы в нью-йоркском кинотеатре, оставляя камеру включенной, пока шел фильм).  Его также тревожит грань между живым и мертвым. Об этом серия «Диорамы».

Хироси Сугимото. Боденское озеро, Утвиль. 1993. © Hiroshi Sugimoto. Courtesy of Gallery Koyanagi

Четвертое важное  обстоятельство, о котором нельзя забыть, «Морские пейзажи» повторяют один единственный, архетипический мотив соприкосновения воздуха с водой, подсмотренный фотографом из окна поезда еще в детстве. Но сами снимки сделаны по всему миру: от Хокайдо до Ямайки. 

И наконец, важно признать априори, что Сугимото — большой художник. Он рефлексирует, потому что не вполне доверяет своим глазам. «Я всегда перемещался между реальностью и мечтой, пытаясь примирить эти два состояния. Мечтание — источник всего моего искусства. Претворяя мечты в произведения искусства, я сражаюсь с реальностью, и мой фотоаппарат служит мне боксерскими перчатками в этой борьбе».

Хироси Сугимото. Гошен, Индиана. 1980. © Hiroshi Sugimoto. Courtesy of Gallery Koyanagi
Хироси Сугимото. «Ал. Ринглинг», Барабу (Висконсин). 1995. © Hiroshi Sugimoto. Courtesy of Gallery Koyanagi

Хироси Сугимото родился в 1948 в Токио. В 1970 году он закончил токийский St. Paul’s University, где изучал политику и социологию, а в 1974 году получил степень бакалавра искусств Колледжа искусств и дизайна в Лос-Анджелесе и переехал в Нью-Йорк. Сегодня Хироси Сугимото живет и работает между США и Японией, его продает Ларри Гагосян (Gagosian Gallery) в Нью-Йорке и Fraenkel Gallery в Лос-Анджелесе. В 2014 году его работа The Music Lesson, 1999, была продана на аукционе Phillips за 629 000 долл.

Хироси Сугимото. Грифы и шакал. 1980. © Hiroshi Sugimoto. Courtesy of Gallery Koyanagi

Выставка «Прошлое и настоящее в трех частях»  открыта в Мультимедиа Арт Музее, Москва, до 5 мая 2016 года.

Теги:
Автор:
Фото:
предоставлены пресс-службой компании