Foster+Partners: мечты и амбиции Apple Park

Foster+Partners: мечты и амбиции Apple Park

Без преувеличения, самый громкий и амбициозный проект последнего времени — строительство Apple Park в Купертино — близок к своему завершению. В течении шести месяцев в новый офис, спроектированный бюро Foster+Partners при непривычно тесном участии заказчика, переедут почти 12 000 сотрудников компании. 

Наверное еще ни один проект в мире не вызывал такого пристального внимания и не провоцировал столько слухов о совершенно неуемных амбициях заказчиков, и каких-то фантастически смелых и необычных решениях, с которыми даже такому сдержанному и опытному мэтру как Лорд Норман Фостер не легко было справиться. Все это тоже часть фирменного стиля Apple, ведь и презентации продуктов компании обставлены подобным образом. Сейчас, когда многие детали уже раскрыты, можно попробовать оценить уровень перфекционизма и место, которое Apple Park займет в целой череде проектируемых и строящихся кампусов крупных компаний.

Ровный участок площадью более 70 га, прежде почти полностью заасфальтированный и забетонированный, совсем скоро превратится в холмистую местность, засаженную деревьями (по слухам их будет около 9000 и Apple скупила чуть ли не все специально подготовленные для посадки взрослые, не боящиеся жаркого климата, деревья в Калифорнии, ведь ждать, пока вырастут саженцы у руководства компании времени нет). Лужайки, сады, прогулочные тропы, беговые и велосипедные дорожки также разнообразят рельеф. От шоссе вся территория защищена зданиями парковки. Кроме них в искусственно созданный природный рельеф вписаны: информационный центр с магазином и кафе, который будет полностью открыт для посетителей, отдельный фитнес-центр для сотрудников площадью целых 9300 кв. м и так называемый «Театр имени Стива Джобса» — аудитория на 1000 мест, в которой планируется проводить презентации новых продуктов Apple. Последняя расположена на самой высокой точке и снаружи выглядит как полностью проницаемый для взгляда стеклянный цилиндр высотой 6 м и диаметром 50 м, накрытый плоской, карбоновой крышей.

Добиться именно белого цвета стеклянных навесов было очень трудно.

Но центром всего кампуса стал, конечно, торообразный корпус собственно штаб-квартиры. Еще на стадии эскиза он уже спровоцировал настоящую моду на самые разные здания-«бублики». Этот — самый большой, площадью более 260 000 кв. м, — изначально сравнивали с инопланетным космическим кораблем. И площадку для него подготовили соответствующим образом, заложив защиту даже от землетрясения. Само же четырехэтажное здание получило стеклянную, «дышащую» оболочку, так что большую часть года система принудительной вентиляции и кондиционирования оказывается не нужна. Специальные стеклянные же ребра-навесы защищают внутренние помещения от лишнего солнца и дождя, а солнечные батареи, занимающие почти всю крышу, полностью покрывают потребности в электроэнергии, делая здание независимым. Наконец, в центре гигантского, технократичного круга также расположена комфортная природная зона с искусственным водоемом.

К разработке буквально каждого элемента, и большого, и самого маленького, в Apple подходили как к собственному «продукту» и потому, руководимая Джонни Айвом команда дизайнеров вникала абсолютно во всё и даже прототипировала некоторые элементы (еще раз отметим мудрость и профессионализм команды архитекторов Froster + Partners, а также подрядчиков). Уникальных решений тут действительно много и именно они обсуждались больше всего: гигантские, во всю высоту здания стеклянные двери (мало того что скругленные, еще и бесшумные), особая белая плитка, которой выложен подъездной тоннель на подземную парковку, специально созданные для этого проекта дверные ручки и унитазы, соответствующие дизайн-коду продукции компании, кнопки лифтов в форме единственной кнопки iPhone, именно белый цвет используемого для навесов стекла, без зеленоватого оттенка, отсутствие по всему офису каких-либо порогов, чтобы не сбивать сотрудников с мысли, даже круглые контейнеры, в которых можно будет взять из кафе кусок пиццы и в которых он не засохнет и не размокнет, были не только разработаны специально для Apple Park, но и запатентованы!

Полностью проницаемый для взгляда вход в «Театр Стива Джобса».

Вся эта гигантская, кропотливая работа потребовала и невероятных затрат, не только человеческих, но и финансовых: стоимость проекта оценивается в 5 миллиардов долларов. Осталось выяснить, насколько оправдан такой подход и поможет ли идеальный, самый экологичный и самый инновационный кампус в мире поддержать особый статус Apple.