Анкета для публикации проекта доступна только в десктопной версии сайта
Вестники эпохи: 5 знаковых фигур стиля ар-деко

Вестники эпохи: 5 знаковых фигур стиля ар-деко

8 октября 2025 г.

Эпоха ар-деко — время роскоши, экстравагантности и инноваций, навсегда оставившее след в истории искусства, дизайна и архитектуры. INTERIOR+DESIGN предлагает познакомиться с яркими представителями ар-деко, чьи уникальные идеи сформировали основу этого стиля

Рене Лалик

Рене Лалик. Фото: lalique.com

Французский ювелир и дизайнер художественного стекла Рене Жюль Лалик (1860–1945 гг.) вписал свое имя в историю сразу двух больших стилей: ар-нуво и ар-деко. Известность ему принесли в первую очередь ювелирные украшения в стиле модерн с их плавными линиями, затейливыми формами и органическими мотивами, вдохновленными самой природой. Но став к концу XIX века одним из ведущих парижских ювелиров, Лалик в то же время увлеченно исследовал художественный потенциал стекла, в том числе экспериментируя с самим материалом.


По теме: Мир Рене Лалика: женщина, флора, фауна

Интерьер французского трансатлантического турбоэлектрохода «Нормандия», 1935. Фото: Wikipedia

К примеру, в 1891 году ювелир усовершенствовал технику «стеклянной пасты» pâte de verre, сделав ее своей визитной карточкой и оказав большое влияние на искусство того времени. Всего же он запатентовал 16 изобретенных им технологий, а чтобы реализовать свои идеи, основал в 1921 году собственную стекольную фабрику в западной части Эльзаса. Одной из задач было снизить стоимость изделий, сохранив при этом высокое качество и художественную ценность, поэтому, помимо уникальных объектов, созданных по технологии «исчезающего воска», в ассортименте появились предметы, изготовленные при помощи пресс-форм или отливки.

Стеклянный фонтан на Всемирной выставке в Париже, 1925. Фото: lalique.com
Ваза «Вакханки», Lalique, 1927, Франция. Victoria and Albert Museum, Лондон

Изначально работавший как ювелир, в начале XX века Рене Лалик расширил границы своего творчества, обратившись к созданию более крупных форм. Из-под его руки выходили стеклянные вазы, светильники, предметы сервировки, панно, сочетающие стилизованные природные мотивы и ставшие более актуальными геометрические формы. С предметами интерьера от фабрики Lalique мировая публика познакомилась в 1925 году на Всемирной выставке в Париже, давшей название стилю «ар-деко». Лалик оформил «стеклянный интерьер» павильона Севрской фарфоровой мануфактуры, представил коллекцию своих знаменитых ваз, а также создал 15-метровый стеклянный фонтан со скульптурами и световыми эффектами. В последние годы жизни Рене Лалик был увлечен интерьерными проектами — он занимался оформлением магазинов, отелей, церквей, ресторанов и океанских лайнеров. В фокусе его внимания также были автомобильные талисманы для капотов роскошных автомобилей. Соединив в своих предметах функциональность и эстетику, Лалик внес значительный вклад в формирование стиля ар-деко.

Эрте (Роман Тыртов)

Эрте (Роман Тыртов)

Художник, скульптор, декоратор, модельер и иллюстратор Роман Тыртов (1892–1990 гг.), известный всему миру как Эрте, прожил долгую и плодотворную творческую жизнь. Он родился в Санкт-Петербурге в семье генерал-лейтенанта флота, но продолжить семейную традицию и стать военным не захотел — в 1912 году Роман, с детства увлеченный искусством, балетом и модой, уехал в Париж, чтобы стать модельером. Карьера сложилась не сразу: в модном Доме «Каролин» ему посоветовали оставить попытки стать художником по костюмам, зато эскизы платьев оценил «диктатор моды» Поль Пуаре — самый знаменитый и скандальный модельер Франции.

Платье с бахромой. Серия «Американские миллионерши», Роман Тыртов (Эрте), графика, 1987. Фото: artchive.ru
Обложка журнала Harper’s Bazaar, 1928. Фото: vintagecover.ru

В Доме Paul Poiret Тыртов работал над эскизами одежды, головных уборов и аксессуаров, оттачивая технику рисунка и свой узнаваемый стиль. Именно тогда же он взял псевдоним Erté — акроним двух его инициалов. После неудачной попытки открыть собственный модный Дом, Эрте обратился к миру театра и сцены: так, в придуманных им нарядах выступала знаменитая танцовщица Мата Хари. Почти одновременно художник начал сотрудничать с журналами мод, среди которых Vogue, Cosmopolitan, Ladie’s Home Journal, The Sketch и другие издания. Но прежде всего он известен как автор обложек и иллюстраций Harper’s Bazaar — сотрудничество с журналом продлилось более 20 лет. Оставил он свой след и в Голливуде — в качестве художника-постановщика работал с кинокомпанией Metro-Goldwyn-Mayer и разрабатывал костюмы и эскизы для бродвейских шоу.

«Феникс торжествующий», Роман Тыртов (Эрте), графика, 1983. Фото: artchive.ru

Работы Эрте — оригинальные, изящные, фантазийные, с тонкими силуэтами и текучей пластикой линий — называют квинтэссенцией течения ар-деко. Этого стиля он придерживался всю свою жизнь, даже когда в послевоенные годы ар-деко вышел из моды. И в зрелом возрасте застал возрождение интереса к стилю и новый взлет мировой славы.

Тамара де Лемпицка

Тамара де Лемпицка. Фото: Madame d’Ora

Тамара де Лемпицка (1898–1980 гг.), она же Тамара Лемпицка и Мария Борисовна Гурвич-Гурцкая, считается «первой художницей, которая была гламурной дивой». Она родилась в Варшаве, успела пожить в Санкт-Петербурге, а в 1919 году бежала с родными в Париж, где и начала карьеру художницы, чтобы прокормить семью. Решение заняться живописью было неслучайным — свой первый портрет Тамара написала еще в детстве, обучалась искусству в петроградской Императорской академии художеств. В Париже она стала брать уроки у известных французских живописцев Андре Лота и Мориса Дени. В начале 1920-х натюрморты Лемпицки уже хорошо продавались, однако настоящую славу художнице принесли портреты, которые она начала писать на заказ с середины 1920-х годов.

«Каллы», Тамара Лемпицка, 1931. Фото: artchive.ru

«Автопортрет в зеленом Бугатти», 1929. Фото: artchive.ru

Модная парижская публика быстро оценила смелые и оригинальные работы, в которых сошлись приметы ар-деко и синтетического кубизма. Ее главными героинями стали женщины, воплощавшие дух эпохи: сильные, свободные и гламурные. Стиль художницы заметно выделял ее среди конкурентов, а экстравагантный образ жизни подогревал интерес к искусству. Несколько своих работ Тамара де Лемпицка выставляла на Международной выставке современного декоративного и промышленного искусства в Париже в 1925 году.

«Портрет герцогини де ла Саль», Тамара Лемпицка, 1925. Фото: artchive.ru

В 1939 году художница переехала в США. Мода на ее картины прошла, но она продолжала работать над портретами, натюрмортами и создала несколько абстрактных картин. Интерес к ее творчеству, угасший после Второй мировой войны, возродился в конце 1960-х годов, как и ко всему течению ар-деко. Сегодня картины Тамары де Лемпицки входят в число самых дорогих и популярных произведений искусства, а сама она остается важным символом эпохи ар-деко.

Жак-Эмиль Рульманн

Жак-Эмиль Рульманн

Жака-Эмиля Рульманна (1879–1933 гг.) называют ни много ни мало «гением ар-деко». Французский дизайнер интерьера и мебели родился в Париже. С юных лет он работал в фамильной мастерской компании Ruhlmann, которая специализировалась на производстве красок, обоев и зеркал, и перенял семейное дело после смерти отца в 1907 году. Тогда же он начал проектировать первые предметы мебели, причем разрабатывал их буквально для себя — после женитьбы нужно было обставить собственный дом. Интересно, что при этом художественное образование у дизайнера отсутствовало, а основам проектирования он обучался с помощью друзей, среди которых архитектор Пьер Пату. Однако его предметы оказались востребованными у состоятельных парижан, которых покорили утонченная эстетика, редкие и дорогие материалы, искусные инкрустации и невероятное внимание к деталям. В 1919 году Рульманн вместе с партнером Пьером Лораном создал компанию Ruhlmann et Laurent, которая отделилась от семейного бизнеса. Помимо мебели, сотрудники проектировали и другие предметы обстановки — от обоев до светильников.


По теме: Жак-Эмиль Рульманн: гений ар-деко

Угловой шкаф, 1916. Из коллекции Art Institute Chicago
Кровать Sun Bed (for Jane Renouardt residence, Saint Cloud, France), 1923/1930. Virginia Museum of Fine Arts
Кушетка Gondole, 1925. Фото: Phillips

Стать иконой нового стиля Рульманну помогло участие в знаменитой парижской выставке 1925 года: его компании доверили оформление павильона Hôtel du Collectionneur, спроектированного архитектором Пьером Пату. «Дворец коллекционера» отличался классической и геометрической чистотой линий — обстановка должна была соответствовать. И сочетание архитектуры, дизайна интерьера, мебели, скульптуры и произведений искусства идеально попало в «нерв» времени.

Павильон L’Hôtel du Сollectionneur, 1925

Творчество Рульмана стало кульминацией французского декоративного искусства — даже лаконичные и строгие с виду предметы были созданы с использованием драгоценных материалов: эбенового дерева, слоновой кости, перламутра, панциря черепахи, акульей кожи — дизайнер никогда не позволял функциональности превалировать над визуальной составляющей своих работ. «Хотите вы этого или нет, стиль — это что-то вроде сумасшествия, сильного увлечения, которое не все могут себе позволить, — говорил он. — И мода поэтому не может родиться из скромности или недостатка средств».

Робер Малле-Стивенс

Робер Малле-Стивенс

Сегодня Робера Малле-Стивенса (1886–1945 гг.) считают одним из самых интересных архитекторов XX века, однако он долгое время оставался в тени своего знаменитого коллеги Ле Корбюзье. Будущий автор многоквартирных домов, вилл, магазинов, заводов и декораций к кинофильмам родился в Париже в уважаемой семье коллекционеров искусства. Он получил образование в парижской школе архитектуры École Spéciale d’Architecture и, помимо проектирования, выступал в прессе как архитектурный критик: открыто критиковал ар-нуво, но ценил мастеров венского Сецессиона, которые заметно повлияли на его ранние работы. В числе интересов Малле-Стивенса — и сама городская среда: он продумывал не только архитектуру зданий, но и дизайн киосков, трамвайных остановок, городских фонарей. Иначе говоря, все, что делает масштаб — камерным, а пространство города более «человечным».


По теме: Робер Малле-Стивенс: элегантная архитектура

Павильон туризма, 1925
Сад бетонных деревьев, 1925 © Ministère de la Culture et de la Communication, médiathèque de l’Architecture et du Patrimoine — diffusion RMN, ADAGP, tous droits réservés

Внимание архитектора к удобству, эргономике и в целом к личности человека ценили заказчики. Так, именно Малле-Стивенсу в 1923 году заказали проект виллы в Йере парижские меценаты и покровители искусств Шарль и Мари-Лор, виконт и виконтесса Ноайские. Впоследствии вилла Ноай, воплотившая в жизнь манифест нового искусства, стала важным памятником французского авангарда. Среди знаковых проектов архитектора также вилла Кавруа (1929-1932) и Вилла Поля Пуарэ (1924-1930).


По теме: Вилла Кавруа: архитектурный шедевр Робера Малле-Стивенса

Вилла Кавруа. Фото: villa-cavrois.fr

Удалось архитектору осуществить и более масштабный проект — он спроектировал сразу шесть домов в парижском районе Отей в рамках комплексной застройки 1927 года. И, конечно, он работал для Парижских международных выставок 1925 и 1937 годов. Так, для выставки 1925 года Малле-Стивенс спроектировал Павильон туризма и создал сад с почти пятиметровыми бетонными деревьями, который вызвал большой резонанс как среди публики, так и среди критиков. Не обошло его и увлечение кинематографом: 1921 по 1928 год архитектор часто сотрудничал с режиссерами, создавая декорации для съемок. 

Перед смертью архитектор распорядился уничтожить все свои архивы. Но десятилетия спустя интерес к его творчеству вернулся вновь — в 2005 году в Центре Помпиду прошла большая выставка его рисунков, моделей и выполненных работ, заслуженно вернувшая архитектора на пьедестал одного из значимых творцов эпохи ар-деко.

Вилла Ноай в Йере. Фото: Olivier Amsellem

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит