Анкета для публикации проекта доступна только в десктопной версии сайта

Ар-деко в моде: геометрия, блеск и вечное возвращение

30 сентября 2025 г.

стиль ар-деко фото
Fashion plate «Visez au coeur, belles dames». By Georges Barbier, from Le Bonheur du Jour, Paris, 1924 © National Museum of Scotland

Ар-деко — стиль, который пережил целый век и продолжает жить сегодня. Его силуэты узнаваемы мгновенно: четкая геометрия, блестящие поверхности, орнаменты, будто вырезанные циркулем и линейкой. В архитектуре это небоскребы Нью-Йорка и фасады парижских особняков. В моде — платья из шелка и бисера, длинные серьги-лучи, клатчи с металлической отделкой и, конечно, женщины, которые позволили себе свободу.


По теме: Предметный мир ар-деко: что покажут на выставке к столетию стиля в Париже

Именно мода оказалась тем полем, где ар-деко расцвел во всей полноте — здесь он стал не просто декоративным приемом, а настоящим языком, с помощью которого можно было рассказать о поколении, его амбициях и вкусах.

стиль ар-деко в моде фото
стиль ар-деко в моде фото

Время перемен

От «ревущих» двадцатых к тревожным тридцатым

Ар-деко родился на изломе эпох. Первая мировая война перевернула привычный мир, и новое поколение захотело жить иначе. Женщины избавились от корсетов, начали курить, танцевать чарльстон и носить короткие стрижки. Их платья стали короче, силуэты — прямее, ткани — легче. Мариано Фортуни (Mariano Fortuny) создал знаменитое платье Delphos — свободное, с тончайшей плиссировкой, словно ожившая античная статуя. В начале XX века оно казалось неприличным из-за открытой зоны подмышек, но уже в двадцатые Delphos стало символом свободы и элегантности.

стиль ар-деко в моде фото
Мариано Фортуни (1871-1949). Шелковое платье Delphos. 1910

Жанна Ланвен предложила другое решение — платье Robe de Style с приталенным лифом и расширяющейся юбкой, отсылкой к XVIII веку. Оно быстро стало культовым — как вечерним, так и свадебным, а его силуэт еще не раз возвращался в моду спустя десятилетия.

стиль ар-деко фото
Платья Robe de Style по дизайну Жанны Ланвен. 1926 и 1924

Мода ар-деко всегда умела балансировать между роскошью и практичностью. До кризиса 1929 года ткани были дорогими, украшения — из слоновой кости и драгоценных металлов. Но Великая депрессия изменила правила — на сцену вышли алюминий, хром, пластик и стекло. Даже эти «массовые» материалы сохраняли ощущение дороговизны. Так ар-деко доказал свою живучесть: он умел выглядеть богато даже в условиях экономии.

Символы и образы

От бисерных платьев до будуарных кукол

Женщина ар-деко — это независимость и дерзость. Она носит платья с глубокими вырезами и открытой спиной, яркий макияж, длинные серьги и браслеты-манжеты. Она выходит на улицу с клатчем в виде зеркального прямоугольника и танцует до утра. Но ар-деко был не только про блеск. В нем всегда присутствовала двойственность — сочетание взрослой смелости и подростковой мечтательности. Яркий пример — будуарные куклы, миниатюрные фигурки в стиле flapper, которые девушки брали с собой в кафе и магазины. Это был аксессуар, игрушка и символ эпохи одновременно.

стиль ар-деко фото
Модель в украшениях по дизайну Рэймонда Темплье

Украшения ар-деко — отдельная история. Ювелиры вроде Рэймонда Темплье (Raymond Templier) создавали броши и кольца, напоминавшие архитектурные фасады. Геометрические формы, платина, бриллианты, контраст черного и белого — все это стало визуальным кодом времени.

стиль ар-деко фото
Браслет по дизайну Рэймонда Темплье

Нина Тарасова о моде ар-деко

Век спустя ар-деко продолжает влиять на моду — от силуэтов до аксессуаров, от изысканного до простого. Но за «журнальными» образами всегда скрывается больше, чем просто форма. Об этом — разговор с Ниной Тарасовой, заведующей сектором прикладного искусства отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа и куратором выставки «Упакованные грезы. Мода ар-деко» из коллекции Назима Мустафаева и Государственного Эрмитажа.

Ар-деко в моде фото
Фото: Станислав Бутыгин / Эрмитаж

Как эволюционировал стиль ар-деко за сто лет? Некоторые дизайнеры говорят, что он под каждую эпоху перестраивался, так ли это?

Это очень хороший вопрос. Мы словно археологи: копаем слой за слоем, находим детали и только потом понимаем их значение. Ар-деко — живой стиль. Одни исследователи начинают его отсчет с 1918 года, после Компьенского перемирия, и завершают 1939-м, с началом Второй мировой. Другие начинают в 1920-м и ставят точку в 1940-м, когда Германия оккупировала Францию. Но в любом случае это направление не утратило силы спустя столетие.

Если говорить о периодах: «ревущие» двадцатые, Великая депрессия и предвоенные годы. В конце 30-х стиль стал казаться чрезмерным и даже безвкусным на фоне экономии и военной напряженности. Но затем случился всплеск — в 60-е, на волне поп-арта, и еще один — в 80-е, когда внимание исследователей обратилось к графическому дизайну. Сегодня ар-деко вызывает ностальгию и вдохновляет художников, архитекторов и дизайнеров, когда нужно превратить утилитарный объект в нечто изысканное и роскошное.

И все же, в чем секрет этого стиля?

Он ориентирован на будущее. Черпая вдохновение из прошлого — античности, Древнего Египта, цивилизаций Мезоамерики, русского авангарда, кубизма, сезонов Дягилева, он всегда смотрел вперед. В этом — ключ его востребованности. Ар-деко будет жить, потому что он создан для человека: он удобен, красив и роскошен.

Мода того времени была тесно связана с искусством?

Безусловно. Тогда модой занимались художники, архитекторы, графики. Отсюда сотрудничество и творческая энергия. Именно поэтому я стала такой восторженной поклонницей ар-деко.

Как бы вы описали героиню ар-деко?

Она воплощает независимость, свободу и роскошь. Уверенная, элегантная, следит за модой, не боится экспериментов. Это женщина, которая хочет танцевать, радоваться жизни, быть заметной. Шанель показала, что даже бижутерия может быть роскошной. Важно и то, что это поколение было «потерянным». Молодые обвиняли родителей в развязывании войны, жили иначе, дерзко, свободно. Отсюда короткие платья, открытые спины, макияж, сигареты. Особое открытие для меня — будуарные куклы. Они стали символом двойственности героини. С одной стороны — подростковая независимость, с другой — трогательная мечтательность. Девушки брали кукол с собой в кафе и магазины, как сегодня берут декоративных собачек.

стиль ар-деко фото

Какие музеи в России хранят наследие ар-деко?

В Эрмитаже есть живопись, графика, фарфор, немного костюмов и аксессуаров. В Русском музее и Третьяковке — советское искусство 20-30-х. В Театральном музее Петербурга — эскизы и костюмы. В музее декоративного искусства в Москве — текстиль. В Иванове, в музее Бурылина, — коллекция агиттекстиля. Есть выдающиеся частные собрания. В Москве — коллекция Давида Якобашвили, собрания пластики ар-деко петербургских коллекционеров Сергея Морозова и Евгения Герасимова. Александр Васильев собрал уникальные костюмы и аксессуары, а Назим Мустафаев — потрясающую коллекцию обуви и бисерных платьев. У Ксении Потаповой — журналы Harper’s Bazaar, у Натальи Бакиной — японские кимоно, у Ирины Углинской — будуарные куклы, у Павла Карташёва и Вадима Полубоярцева — сумочки. Петербуржец Антон Примак собрал коллекцию нижнего белья эпохи.

Как создавалась выставка «Упакованные грезы. Мода ар-деко из собрания Государственного Эрмитажа и коллекции Назима Мустафаева»?

Мы давно знакомы с Назимом Мустафаевым, и его коллекция обуви и костюмов стала основой. Сначала выставку переносили несколько раз, но в итоге мы открылись 29 апреля 2025-го — буквально день в день с парижской экспозицией. Это символично. Мы стремились показать эпоху, а не только моду: небоскребы, поезда, джаз, автомобили, вечеринки, но и Великую депрессию, рост тоталитаризма, крах надежд на длительный мир.

В экспозиции использовали контрасты: легкие платья и тяжелые конструкции подиумов, свет и тьму, шум улиц и музыку джаза. Манекены впервые были не только стоячими, но и сидящими, что создавало ощущение присутствия. Важную роль играли видеопроекции, звуки города, клаксон автомобилей, смех и гомон толпы. Это помогало зрителю почувствовать короткий, напряженный мирный период между войнами. Выставка выстроена как путь от светлых платьев к темным вечерним нарядам, от надежды к тревоге. Завершается экспозиция тяжелым триптихом Генриха Эмзена «Борьба и смерть товарища Эгльхофера».

Современные интерпретации

Как ар-деко выглядит на подиуме

В XXI веке ар-деко вернулся в коллекциях самых разных дизайнеров. Его легко узнать по блестящим тканям, бисерным вышивкам, геометрическим узорам и драматическим силуэтам. Gucci и Prada используют контрастные орнаменты и металлический блеск. Louis Vuitton обращается к мотивам двадцатых в вечерних коллекциях. Jean Paul Gaultier и Zuhair Murad создают платья, где бисер и стеклярус формируют узоры солнечных лучей и зигзагов. Elie Saab выводит на подиум наряды, которые могли бы сиять на вечеринках в Нью-Йорке 1930-х. В британской моде ярко выделяются Ana Sekularac и Holly Fulton. Первая играет с жесткими силуэтами и контрастами красного, белого и черного. Вторая делает ставку на принты и геометрию, насыщая коллекции 3D-эффектами и блестящими деталями.

Ар-деко в моде фото
Elie Saab, Pre-Fall 2025
Ар-деко в моде фото
Maison Schiaparelli, Haute Couture Spring-Summer 2025
Ар-деко в моде фото
Maison Schiaparelli, Haute Couture Spring-Summer 2025

Этот стиль умеет совмещать декоративность и функциональность. Он одинаково убедителен в платье haute couture и в недорогом принте из fast fashion. Он одинаково органичен в музее и на красной дорожке. Ар-деко живет, потому что это стиль, созданный для человека. Его сила — в красоте, которую можно носить.

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит