Анкета для публикации проекта доступна только в десктопной версии сайта
Стиль ар-деко в архитектуре: 10 зданий по всему миру

Стиль ар-деко в архитектуре: 10 зданий по всему миру

24 сентября 2025 г.

ар-деко в архитектуре фото
Niagara Mohawk Building, Сиракузы, штат Нью-Йорк, 1932

Ар-деко в архитектуре — цельная, хорошо узнаваемая эстетика, а ее примеры можно обнаружить буквально по всему свету — от Нью-Йорка, Парижа, Лондона и Москвы до Токио, Мумбаи, Гаваны и Сиднея. Основными признаками последнего большого стиля стали геометризация форм, симметричная композиция и внешняя монументальность, что в принципе характерно для неоархаизма — обращению к античным образцам, их пропорциям и деталям. Ар-деко стал своеобразной архитектурной модой в краткий межвоенный период и особенно широко распространился в США как символ американской мечты, предлагающий роскошь и динамику.


По теме: Роскошь, оптимизм и технологии: ар-деко как последний большой стиль

ар-деко в архитектуре фото
Дженерал Электрик Билдинг, Нью-Йорк, 1931
ар-деко в архитектуре фото
Carbide and Carbon Building, Чикаго, 1929

1 Американ Радиатор-билдинг

Нью-Йорк (1924)

Погружение в эстетику ар-деко с точки зрения архитектуры стоит начать с небоскребов на Манхэттене. И, скорее всего, первые здания, которые придут на ум при упоминании ар-деко, — это Крайслер-Билдинг и Эмпайр-стейт-билдинг. Два этих строения прочно вошли в подсознание западного человека и доказали, что символическое значение важнее утилитарных целей. Именно они спустя двадцать лет вдохновили советских архитекторов на сталинские высотки. Правда, буржуазный источник вдохновения тщательно скрывался. Да и характер московских высоток традиционнее. И вопреки долгому предисловию о знаменитых нью-йоркских высотках, в качестве первого примера ар-деко в архитектуре хочется обратить внимание на роскошный и завораживающий Американ Радиатор-билдинг.

здания ар-деко фото

10 зданий ар-деко фото

10 зданий ар-деко фото

23-этажный небоскреб был построен в 1924 году по проекту архитекторов Рэймонда Худа и Жака-Андре Фуйю для American Radiator Company, которая, как очевидно из названия, занималась массовым производством чугунных батарей отопления. Кстати будет отметить, что Рэймонд Худ также выиграл знаменитый международный архитектурный конкурс 1922 года на строительство новой штаб-квартиры Chicago Tribune, который наделал очень много шума. Так одна из самых популярных газет Среднего Запада решила отметить свое 75-летие. И в этом конкурсе участвовал настоящий цвет европейской и американской архитектуры — Людвиг Мис ван дер Роэ, Адольф Лоос, Вальтер Гропиус, Элиэль Сааринен и другие.

архитектура ар-деко фото

Структурная форма здания дополнена необычным использованием цвета — черный кирпич на фасаде символизирует уголь и создает ощущение прочности и монументальности. Необычный оттенок получили практически алхимическим путем — вымачивали традиционный строительный материал в сложном химическом составе, одним из ингредиентов был перманганат калия, то есть марганцовка. Отдельные элементы выполнены из позолоченного кирпича и символизируют огонь. Входная группа оформлена черным мрамором и зеркалами. Эффектное здание становилось еще более умопомрачительным ночью — слегка китчевая подсветка в духе «ревущих 1920-х» произвела такое впечатление на горожан, что небоскреб даже стал главным героем картины художницы Джоржии О’Кифф. В конце 1990-х после серии перепродаж здание было преобразовано в отель Bryant Park Hotel с собственным театром. Здание занесено в Национальный реестр исторических мест США.

10 зданий ар-деко фото

архитектура ар-деко фото
Джорджия О’Киф. Radiator Building — Night, New York, 1927

2 Крайслер-Билдинг

Нью-Йорк (1930)

Символ индустриального могущества, Крайслер-Билдинг манифестировал величие одноименной автомобильной компании. Строительство было завершено в 1930 году, и на тот момент здание высотой 319 метров стало самым высоким в мире и сохраняло титул целых 11 месяцев, пока в небо не вознесся Эмпайр-стейт-билдинг по соседству. Самые примечательные и узнаваемые детали небоскреба — это его семиярусная стальная корона и тонкий 38-метровый шпиль, устремленный в небо. Корона символизирует автомобильное колесо, а восьмиугольные элементы — спицы. 

здания ар-деко фото

архитектура ар-деко фото

архитектура ар-деко фото

Критиковали и знаменитых орлов на углах здания на нескольких ярусах, которые были не видны с уровня земли обычным прохожим. Но элементы стали настолько культовыми, что даже защитник Нью-Йорка дружелюбный сосед Человек-Паук наблюдал с одного из орлов за городом внизу в одной из экранизаций комикса. Крайслер-Билдинг стал воплощением духа ревущих двадцатых, гонки в небо и строительного бума в США. В данный момент здание входит в список национальных исторических достопримечательностей США, однако закрыто для посещения туристами и жителями города. Но все равно интерьерами в духе ар-деко с оригинальным мрамором, деревом и сталью все еще можно полюбоваться в вестибюле.

10 зданий ар-деко фото
стиль арт-деко фото

3 Эмпайр-стейт-билдинг

Нью-Йорк (1931)

Меньше чем через год звание самого высокого здания в мире перехватил Эмпайр-стейт-билдинг — небоскреб вознесся в 1931 году над Манхэттеном уже на 443 метра. Интересно, что титул самого высокого свободно стоящего сооружения в мире у него отобрала в 1967-м Останкинская телебашня высотой 540 метров. Отличает здание, возведенное под руководством американского архитектора Вильяма Ламба, строгая геометрия, контрастная отделка и ступенчатая структура — тот самый характерный для ар-деко «ребристый стиль». 

10 зданий ар-деко фото

10 зданий ар-деко фото

здания ар-деко фото

10 зданий ар-деко фото

Кирпичная кладка стен облицована известняком, а чтобы скрыть стыки между плитами, применили полоски хромированной стали, на поверхности которой так эффектно играет солнце. На этажах расположены офисы, магазины, рестораны, выставочные залы и образовательный центр. На 86-м и 102-м этажах работают смотровые площадки с поистине захватывающим видом на Нью-Йорк, а посетители попадают в здание через лобби, которое украшено панно в виде планет и созвездий, инкрустированное 24-каратным золотом.

здания ар-деко фото
Кадр со стройки небоскреба

Высотка неразрывно связана с образом Кинг-Конга, именно сюда забиралась обезьяна-монстр из одноименного фильма. Но здание в принципе стало неотъемлемым символом Нью-Йорка, появлялось в более чем 250 фильмах, а также в культовом сериале «Секс в большом городе» — после печальных событий 11-го сентября Башни-близнецы в заставке были заменены именно на Эмпайр-стейт-билдинг. Устояло здание в реальной жизни и тогда, когда в 1945-м в него врезался самолет. 

архитектура ар-деко фото
Американский фотограф и журналист Маргарет Бурк-Уайт
здания ар-деко фото

10 зданий ар-деко фото

4 Истерн Коламбия Билдинг

Лос-Анджелес (1930)

Бирюзовый цвет, флоральный декор золотого цвета, четырехсторонние огромные часы и гигантская надпись Eastern, начертанная тонким шрифтом в духе времени, — все эти детали Истерн Коламбия Билдинг привлекают внимание посетителей центра Лос-Анджелеса и возбуждают воображение. 80-метровое здание было построено в 1930 году по проекту Клода Билмана. В то время в городе было установлено ограничение на высоту застройки — 46 метров, однако для Коламбии сделали исключение, но не бездумное — небоскреб стал одним из первых сейсмоустойчивых зданий Лос-Анджелеса. Башня была построена для универмага Eastern-Columbia — здесь разместился 39-й магазин сети и главный офис. Фасад облицован глянцевой плиткой, а вертикальный акцент подчеркнут рядом стройных колонн. Главный вход украшен декором в форме солнечных лучей, геометрическими фигурами и шевронами.

архитектура ар-деко фото

В 2004 году был запущен проект по переоборудованию здания под жилые апартаменты, а год спустя запустили часы, венчающие башню. Дизайн интерьеров 147 кондоминиумов выполнила Келли Уэстлер. В ходе реконструкции на плоской крыше появился бассейн и озелененная зона отдыха с красивым видом на город — совершенно гедонистическая локация в духе золотых двадцатых. Кстати будет сказать, что владельцем сразу пяти пентхаусов в какое-то время был Джонни Депп. В киноиндустрии небоскреб также засветился в фильмах «Ла-Ла-Лэнд» и «500 дней лета».

здания ар-деко фото

архитектура ар-деко фото

10 зданий ар-деко фото

5 Здание Бакарди

Гавана (1930)

Компания по производству рома «Бакарди» была основана в 1862 году в городе Сантьяго-де-Куба и изначально была крупнейшим производителем сахара в Карибском бассейне. Первые десятилетия XX века ознаменовали экономический подъем как для Кубы в целом, так и для «Бакарди» в частности. А затем на радость компании в 1920-м в США грянул «сухой закон», и Гавана стала невероятно популярным местом среди американских туристов. Столица начала быстро застраиваться, и архитектурно-стилистическое предпочтение отдавалось модному ар-деко. Компания «Бакарди», следуя духу времени, решила открыть в городе новую штаб-квартиру. Проектом занялись Эстебан Родригес-Кастельс (Esteban Rodríguez-Castells) и Рафаэль Фернандес Руэнес (Rafael Fernández Ruenes).

здания ар-деко фото

В рекордные 300 дней в 1930 году завершилось строительство Edificio Bacardí — на тот момент 12-этажное здание стало первым небоскребом Гаваны. Фасад выполнен из баварского гранита, а верхняя часть облицована цветной глазурованной плиткой, вдохновленной каталонским модерном, и дополнена яркими барельефами с изображением обнаженных нимф. Венчает здание ступенчатая башня-зиккурат, на вершине которой простерла крылья бронзовая летучая мышь — логотип «Бакарди». На оформление интерьеров гранит и мрамор везли со всей Европы.

архитектура ар-деко фото

10 зданий ар-деко фото

10 зданий ар-деко фото

Однако в 1960 году новое революционное правительство конфисковало кубинское имущество компании, включая и штаб-квартиру, а само руководство «Бакарди» покинуло страну. В 2003-м власти Кубы провели реконструкцию и вернули зданию былой блеск и роскошь. Сейчас в небоскребе располагаются офисы, но в вечернее время туристов пускают на крышу, а также в исторический бар на мезонине. Но полностью погрузиться в атмосферу все равно не получится — заказать ром Bacardi все еще нельзя, так как компания до сих пор ведет так называемые «ромовые войны» с кубинским правительством на тему интеллектуальной собственности.

10 зданий ар-деко фото

6 Дворец Порт-Доре

Париж (1931)

В том же 1931 году, когда на Манхэттене открывается Эмпайр-стейт-билдинг, в Париже проходит Международная колониальная выставка, призванная представить в благоприятном свете Францию как страну-метрополию. В рамках полугодовой экспозиции были продемонстрированы разнообразные культуры прежних колоний — художественные промыслы, народные песнопения и танцы, местные архитектурные стили. Сегодня сложно представить, но гвоздем выставки стал воссозданный камбоджийский храм Ангкор-Ват. При этом негативные влияния метрополии на местное население старательно замалчивались.

здания ар-деко фото

Также специально для экспозиции на краю парка Венсенский лес был построен Дворец Порт-Доре (Дворец золотых ворот) по проекту архитектора Альбера Лапрада. До 1935 года он был известен как «Музей колоний», после долго менял названия — «Музей заморской Франции», «Музей африканского и океанического искусства», пока наконец в 2012 году не превратился в Национальной музей иммиграции, что придало зданию примечательно новое значение. В настоящее время также в нем действует тропический аквариум, который предлагает посетителям познакомиться с  разнообразием подводных экосистем.

архитектура ар-деко фото

здания ар-деко фото

Здание сформировано чистым геометричным силуэтом, характерным для стиля ар-деко, а монументальный фасад напоминает об архитектуре древнегреческих храмов и французском классицизме. Барельефы, декор и фрески Дворца посвящены богатствам бывших французских колоний и вдохновлены культурой экзотических стран. Повлияла на проект Альбера Лапрада и египетская архитектура — на крыше здания расположена многоступенчатая пирамида, через которую внутрь проникает естественный свет. Интересно, что дизайнер Кристиан Лубутен в детстве жил неподалеку от Дворца, и полученные им впечатления стали источником вдохновения для одной из его первых моделей обуви. Более того, в 2018 году он стал одним из спонсоров реставрации Дворца Порт-Доре.

здания ар-деко фото

7 Здание Гувера

Лондон (1933)

Архитектура промышленных зданий отличается функциональностью, и весьма логично, что предпочтение отдается практичности перед дизайном. Но британский архитектор Томас Уоллис решил изменить подход в работе над проектом комплекса зданий Гувера в пригороде Лондона и провозгласил, что «небольшие расходы на включение каких-либо элементов декора, особенно цвета, нельзя считать напрасными. Они оказывают психологический эффект на работника». Именно с учетом таких принципов в 1933 году появилась новая штаб-квартира, производственный завод и ремонтный центр компании по производству пылесосов Hoover Company. Проект в стиле ар-деко выполнило архитектурное бюро Wallis, Gilbert and Partners.

архитектура ар-деко фото

В прессе комплекс называли «Современным дворцом промышленности» из-за разительных отличий от старых заводов на севере Англии. Центральная часть штаб-квартиры контрастирует с боковыми крыльями-башнями, что создает идеальную симметрию и придает зданию величественный вид. Фасад с ритмичными вертикальными колоннами и примечательными большими окнами зеленого цвета дополнен обилием декоративных элементов. Главный вход украшен геометричным узором в виде солнечных лучей, а над ним расположена масштабная надпись Hoover Building.


По теме: Ар-деко Великобритании: книга Элейн Харвуд

здания ар-деко фото

здания ар-деко фото

архитектура ар-деко фото

Во время Второй Мировой войны фабрика была переоборудована для производства деталей самолетов, но и изготовление пылесосов также продолжалось. Здания были замаскированы, чтобы избежать бомбардировок немецкой авиации. В 1980-х часть комплекса приобрела сеть супермаркетов Tesco, северную часть территории завода снесли, чтобы освободить место собственно под супермаркет. Главное здание отремонтировали и переоборудовали под офисы.

В 2000-х наступил период простоя, пока в 2015-м компания IDM Properties не выкупила здание с планами переделать его в жилые помещения. Три года спустя работы были завершены — в бывшей штаб-квартире разместились 66 студий. В ходе реконструкции историческую структуру сохранили и добавили промежуточные этажи без урона фасаду. Архитекторам также пришлось немало поломать голову и долго тестировать образцы цвета, чтобы найти тот самый нужный оттенок зеленого. 

стиль ар-деко фото

8 Здание страховой компании «Новая Индия»

Мумбаи (1936)

Ар-деко пришел в Индию с запозданием. Свою роль сыграл колониальный статус страны, значительный культурный «лаг», так как идеи доходили до местных архитекторов через британские журналы и специалистов с задержкой. Также рост буржуазии и городской элиты и, соответственно, ее запрос на современный облик мегаполисов пришелся лишь на 1930-е.

стиль арт-деко фото

В рамках большого бума ар-деко в Мумбаи (а сейчас BBC насчитывает более 200 зданий в этом стиле в городе) в 1936 году строится здание страховой компании New India Assurance Building. Это была одна из первых в Индии страховых компаний, полностью принадлежавшая индийцам. Проект бюро Master, Sarhe and Bhuta сочетает в себе стиль ар-деко и индийские мотивы. Отличают строение мощные вертикальные ребра, внушительный фасад и масштабные барельефы, которые символизируют индустриальную и аграрную Индию. Интересно, что здание оборудовано современной системой центрального кондиционирования.

стиль арт-деко фото

ар-деко в архитектуре фото

Дизайн здания зачастую определяют как индо-деко. Главный вход украшают фигуры-стражи работы скульптора Нараяна Ганеша Панзаре. Каждая держит меч, опущенный острием вниз, — традиционный символ силы и охраны. В культурном контексте времени фигура с мечом не трактуется как военная агрессия. Стражи персонифицируют надежность и защиту, что является прямой отсылкой к миссии страховой компании, которая должна «охранять» и «защищать» жизнь и имущество своих клиентов. Барельефы по бокам здания изображают женщин в сари и мужчин в традиционных дхоти и тюрбанах, работающих на полях и фабриках.

здания ар-деко фото

9 Бывший театр «Эден»

Лиссабон (1937)

История отчасти многострадального театра «Эден» — это история реконструкций и переосмыслений. Изначально на площади Рештаурадориш, где и расположено здание, находился вокзал, гараж и помещения для музыкальных представлений, которые и продиктовали создание в 1914 году первого здания Teatro Éden. Театр стал одним из самых популярных культурных пространств Лиссабона, где проходили многочисленные музыкальные и театральные постановки. Однако в 1928 году официальная инспекция выявила некоторое количество аномалий и опасных нарушений безопасности и закрыло помещение до их устранения. Владелец же здания принял решение не просто ремонтировать, а полностью перестроить комплекс.

стиль арт-деко фото

В 1933 году архитектор Кассиану Бланку представил окончательный проект и началось строительство, которое завершал уже Карлушу Флорунсиу Диашу. Театр открылся для публики спустя четыре года, в нем состоялось несколько представлений, но затем помещение переоборудовали под кинотеатр, как на самом деле изначально и подразумевал архитектурный проект. Особой популярностью «Эден» пользовался у лиссабонцев во время Второй Мировой войны и уже после ее окончания. В 1980-х деловой центр города начал приходить в упадок и маргинализироваться, что сказалось и на кинотеатре, и в 1989-м он окончательно закрылся. В течение долгих лет здание пустовало, пока в 1995-м его не переоборудовали в отель, оригинальные интерьеры при этом были утрачены, сохранился только фасад.

ар-деко в архитектуре фото
стиль ар-деко фото

Фасад представляет собой привычную для ар-деко симметричную композицию с двумя высокими вертикальными башнями по бокам. Снова доминируют вертикальные линии, которые подчеркивают устремленность здания вверх. Облицовка из гладкого строгого камня с витражными вставками не отвлекает внимание от главного — рельефного фриза на театральную тему с фигурами актеров, музы, кинокамеры. Вечером включалась подсветка и горели неоновые огни, что превращало кинотеатр в один из символов ночной жизни Лиссабона. В ходе последней реконструкции глухие части фасада, предназначенные для гигантских афиш, убрали и оставили открытыми. И теперь в глубине красуются большие тропические пальмы и можно заметить номерной фонд отеля. Такое переосмысление определенно привлекает внимание и даже вписывается в концепцию ар-деко, который часто заимствовал и воссоздавал архитектурные приемы «экзотических» стран.

стиль арт-деко фото

10 Базилика Сакре-Кёр

Брюссель (1905-1970)

Завершает экскурс в архитектуру ар-деко крупнейшее здание в этом стиле. Базилика Сакре-Кёр также является пятой по величине церковью в мире, а вдохновением для ее создания послужило одноименное религиозное сооружение в Париже. Первый камень был заложен в 1905 году королем Леопольдом II в честь 75-летия независимости Бельгии от Королевства Нидерландов, но из-за трудностей финансирования к началу Первой Мировой войны был закончен только лишь фундамент.

стиль арт-деко фото

Первый проект Пьера Лангерока представлял собой неоготическую церковь, от строительства которой отказались из-за финансовых трудностей. В 1919-м был принят проект архитектора Альберта Ван Хуффеля. Храм из кирпича и железобетона возвышается на холме Кукельберг на 89 метров, поэтому часто его также называют Базиликой Кукельберг. Массивный фасад дополняют две длинные симметричные башни по бокам и огромный зеленый купол, под которым оборудована смотровая площадка. Здание отличается строгими, почти кубическими объемами, подчеркнутыми вертикальными ребрами. Объем выстроен ступенчатыми террасами, декор геометричный, подчинен строгому ритму. Также базилика украшена витражами в духе кубизма художника Анто Карте, описывающими жизнь Иисуса.

стиль ар-деко фото

ар-деко в архитектуре фото

стиль арт-деко фото

В базилике расположены два музея, ресторан, есть даже католическая радиостанция, а также она стала площадкой для тренировок спелеологов и альпинистов. Внутренние технические лестницы и шахты такие узкие и разнообразные, что делает их похожими на скалы и пещеры. Базилика имеет престижный статус Национальной базилики Бельгии, что подчеркивает ее религиозное, историческое и культурное значение.

ар-деко в архитектуре фото

Бонус: здания в стиле ар-деко в Москве

Несмотря на то что ар-деко был чужд советским убеждениям как стиль роскоши и комфорта, как символ капитализма и всего буржуазного, некоторые стилевые параллели все же исследователи фиксируют. Авторы архитектурного путеводителя «Архитектура Москвы 1920-1960» отнесли к советской версии ар-деко здание Библиотеки им. В.И. Ленина, кинотеатр «Родина», здания Академии РККА им. М.В. Фрунзе, Даниловский универмаг, здания Наркомата обороны на Арбатской площади и жилой дом Д.Д. Булгакова на Садовом кольце. 

стиль ар-деко фото
Российская государственная библиотека, 1928-1941
стиль ар-деко фото
Российская государственная библиотека, 1928-1941
ар-деко в архитектуре фото
Кинотеатр «Родина», 1934-1938
ар-деко в архитектуре фото
Академия РККА им. М. В. Фрунзе, 1937

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит