Жак-Эмиль Рульманн: гений ар-деко

Жак-Эмиль Рульман (Jacques-Émile Ruhlmann, 28.08.1879 — 15.11.1933) — гений стиля ар-деко. Он утверждал «для того, чтобы создать что-то долговечное, нужно создать то, что может существовать всегда». Сейчас предметы Рульмана украшают дворцы, национальные музеи и резиденции политиков: в том числе ими обставлены несколько комнат в Елисейском дворце и в музее искусство Metropolitan в Нью-Йорке. Также его произведения в собрании Бруклинского музея, Смитсоновского национального музея дизайна Cooper-Hewitt и Музея изобразительных искусств в Бостоне. Цены на оригинальные предметы Рульмана превышают стотысячные эстимейты.


По теме: Ингрид Донат: мощь и изящество ар-деко

Эмиль-Жак Рульман родился в Париже в эльзасской семье, владевшей фирмой, которая специализировалась на росписи интерьеров и декорировании. Рульман провел большую часть своей юности, изучая профессию отца. Этот период жизни принес ему множество контактов с молодыми архитекторами и дизайнерами, которые сформировали его взгляд на мир мебели и домашней обстановки. В 1907 году после смерти своего отца Рульман возглавил семейный бизнес. В 1910 году он женился: и первым его интерьерным проектом стала его новая квартира. Так совпало, что в тогда же он впервые представил свои мебельные творения публике.

В 1919 году Рульман основал собственную компанию, отдельную от семейного бизнеса. Его партнером стал Пьер Лоран; компания занимались разработкой всей обстановки, от обоев до ковриков, от светильников до мебели. Ранние проекты Рульмана скорее отражали влияние популярного во Франции ар-нуво. Также дизайнеру в этот период нравится все, что создают австрийские архитекторы и дизайнеры в период Первой мировой войны: он глубоко воспринимает все инновации.

Угловой шкаф. 1916. Из коллекции Art Institute Chicago.

В интервью в 1920 году он говорит: «Клиентура художников, интеллектуалов и ценителей всех инноваций потрясающа и разделяет их идеалы, но как правило это люди скромных средств, и они не в состоянии оплатить все исследования, эксперименты, и испытания, необходимые для разработки передового дизайна предметов.

Только очень состоятельные люди способны вызвать к жизни то, что является действительно новым — более того, они могут сделать это модным. Увы, мода не начинается среди простых людей; ведь цель моды, наряду с удовлетворением желания перемен, — показать богатство».

Монография о Рульмане, которую можно приобрести в издательстве Rizzoli. На обложке — креденца из коллекции Meuble Elysée, 1920 

В период между 1918 и 1925 годами, когда Рульман декларировал свое сильное желание перемен, он стал черпать вдохновение в классических элементах дизайна и тех секретах и идеалов ремесла, которые он обнаружил в мебели XVIII-го века. Позже он признавался, что именно эти вещи на протяжении всей жизни были его любимыми. В них он применял редчайшие породы дерева: черное дерево макассар, бразильское розовое дерево и древесина капа амбойна, обычно в сочетании друг с другом. Формы предметов этого периода были подчеркнуто простыми. Если дизайнер и использовал изгибы, то деликатно и почти незаметно. Чаще всего он украшал мебель слоновой костью: он применял ее для ручек, инкрустаций и отделки ножек. Рульман обожал слоновую кость за то ощущение статики подчеркнутой графики, которую она привносила в предметы. Он верил, что отделка слоновой костью делает их уникальными, неподвластными времени и чрезвычайно элегантными по форме.

Круглый столик с  ножками-колоннами, 1920-22.

,

Такое экстраординарное чувство материала тем более удивительно, что сам Рульман никогда не делал вещи собственными руками — он всегда доверял производство ремесленникам. Вопреки распространенному мнению, он никогда не брал в руки инструменты краснодеревщика и не имел образования в области изготовления мебели. Все его вещи до 1923 года, были созданы в цехах, которые принимали заказы.

Однако предпринимательский талант Рульмана был настолько силен, что из почти неизвестного любителя ремесла и редких пород дерева стал иконой нового стиля. Этому способствовало его участие в знаменитой парижской выставке 1925 года, которая и дала название новому направлению — ар-деко, адептом которого cтал дизайнер.

L’Hôtel du Сollectionneur — павильон Рульмана, созданный группой компанией Jacques-Émile Ruhlmann, 1925

По замыслу организаторов, Международная выставка современного декоративного и промышленного искусства 1925 года должна была вернуть Парижу центральную роль в прикладном искусстве, продвигая современный французский стиль и индустрию роскоши. Эспланада Инвалидов и мост Александра III, переименованные в «rue des boutiques» («улицы бутиков») по этому случаю, наполнились множеством временных галерей и павильонов, предназначенных для демонстрации современных архитектурных и декоративных тенденций.

Павильон L’Hôtel du Сollectionneur, 1925.

«Дворец коллекционера», оформление которого поручили компании Жака-Эмиля Рульмана, занимал одно из самых выгодных расположений: мимо него не проходил никто. Для Рульмана это был превосходный шанс прославиться — и он его использовал наилучшим образом. Построенный архитектором Пьером Пату, павильон Рульмана отличался классической и геометрической чистотой линий. Он демонстрировал эстетический идеал через объединение архитектуры, интерьера, мебели, скульптуры и произведений искусства.

Таким образом, павильон Hôtel du Collectionneur отметил начало торжества роскоши, однако роскоши весьма изобретательной и отмеченной уважением к духу прошлого. Творчество Рульмана стало кульминацией французского декоративного искусства и намеренно выступало против модернистского течения, возглавляемого Ле Корбюзье и Малле-Стивенсом, в чьих конструкциях использовались промышленные методы и материалы.

Рульман (в центре, в очках) в компании дизайнеров на вечеринке в доме  27 rue de Lisbonne in Paris. Ок. 1931.

К 1927 году компания Рульмана выросла до двух мастерских, где работало 27 мастеров-краснодеревщиков, 12 обойщиков, несколько учеников-краснодеревщиков и 25 чертежников. Рульман фанатично настаивал на выполнении мельчайших деталей своих чертежей, и заставлял своих краснодеревщиков начинать работу снова и снова, до тех пор, пока они не постигали его замысел, и тогда он кричал: «Не трогай вещь, это прекрасно».

Один из знаменитых комодов Рульмана Lassalle, 1925. Относится к одним из самых дорогих вещей Рульмана: он был продан на аукционе Christies в 2011 году за 1,8 млн. евро

 Павильон L’Hôtel du Сollectionneur, 1925. В спальне — одна из самых известных вещей Рульмана, комод Lassalle

Один из шедевров Рульмана (около 1925 года) — комод Lassalle: автор использовал шпон макассара, некоторые детали подчеркнул отделкой из слоновой кости, корпус украсил инкрустацией, образующей узор «скобок», внутри ящиков открывалась отделка из красного дерева, а ножки были на подставках из слоновой кости, овальные ручки — из серебра и бронзы.

В 1920-е года Рульман начал сотрудничество с Севрской мануфактурой (Royale de Sèvres). Предметы этого периода вполне узнаваемы по высоким, с узким диаметром круглым «ножкам»: на них дизайнер водружает и вазы, и чайные чашки, и другие предметы декора. Конусообразный корпус вазы установлен на круглой ножке с ручной росписью. Позднее некоторые вещи из этой коллекции были выставлены в Центре Помпиду.

Чайная пара для Manufacture Nationale de Sèvres, 1927-1938

Вещи Рульмана стоили непомерных денег. Однако он утверждал, что сама работа и непревзойденное мастерство стоит намного больше даже самых дорогостоящих материалов, которые он рекламировал. В интервью Рульман комментирует: «Каждый предмет мебели, который я представляю, стоит мне в среднем на 20% или 25% больше, чем я за него прошу. За последний торговый год (1923) я потерял 300 тысяч франков. Однако причина, по которой я продолжаю создавать эту мебель, которая фактически приносит убыток вместо прибыли, состоит в том, что я верю в будущее. И кроме того я управляю другим бизнесом с гарантируемой прибылью, которая и позволяет мне эти эксперименты».

Один из самых необычных интерьеров, созданный Рульманом — это Овальный зал в Palais de la Porte Dorée, ставший гимном художественному вкладу французских африканских колоний в культуру Франции. Этот салон был приемным кабинетом Поля Рейно, министра колоний. Дизайнер разместил большие вместительные кресла (этот тип тогда называли «слоновьи»): кресла были обтянуты коричневой и черной сафьяной кожей. Письменный стол министра сочетал в себе черное дерево с шагреневой кожей и инкрустацией из слоновой кости. Материалы и мастерство подчеркивали статус и должны были стать рекламой для шедевров, привезенных из колоний.

В 1933 году Рульман узнает, что он неизлечимо болен. Он заранее оговаривает порядок завершения всех заказов и роспуск своей компании, которая существовала около 20 лет. Особо он оговаривает правила, по которым должна создаваться мебель после его смерти: он старался не допустить, чтобы фактура дерева соперничала с формой мебели. А два его любимых драгоценных сорта — черное дерево макассар и капа амбойна, создающие мягкие фоновые узоры, спорили с деталями дизайна.

«Хотите вы этого или нет, стиль — это что-то вроде сумасшествия, сильного увлечения, которое не все могут себе позволить. И мода поэтому не может родиться из скромности или недостатка средств».

Овальный кабинет Поля Рейно, министра французских колоний, оформленный мебелью Рульмана, Palais de la Porte Dorée

Овальный кабинет Поля Рейно, министра французских колоний, оформленный мебелью Рульмана, Palais de la Porte Dorée

Консоль. Ок. 1923. 50 000 евро. Galerie Guelfucci
Настольное зеркало Socle. 7,5 x 12 x 20 см. Продано на аукционе Artcurial в 2007 за 6 196 евро.
Стол Katz. Ок. 1925. Эстимейт 80–100 000 долл. Торги Important Design. Sotheby's. Декабрь 2019.

Кресло Bas Ducharne. 1927. Спроектировано для кают первого класса парохода «Иль-де-Франс». 

Архитектор Фабрицио Касираги обновил знаменитый парижский ресторан Drouant, сохранив декор Эмиля-Жака Рульмана.

Концентрация красоты у нас в Pinterest