Иннополис: умный город на берегу Волги

4 ноября 2023 г.

иннополис город фото

Иннополис в Татарстане — редкий в России пример организации человеколюбивой городской среды и умный во всех смыслах город. Здесь используют телеграм-чаты, чтобы решать любые вопросы, попадают домой по отпечатку пальца, а посылки развозят роботы-доставщики.


По теме: Города будущего: 10 самых амбициозных проектов

«Иннополис — уникальное место: в современной России нет других примеров городов, которые создавались бы с нуля, да еще и наукоградов»,  — говорит Алексей Кангин, директор Фонда развития города Иннополис. Эта организация отвечает за то, как сейчас выглядит вторая IT-столица России — если первой считать Сколково. Иннополис начал строиться всего на два года позже него, в 2012-м. В отличие от Сколково, сателлита Москвы, Иннополис решили строить как самостоятельный город на берегу Волги рядом с Казанью.

В истории отечественной урбанистики есть множество примеров планирования и строительства наукоградов — от Обнинска в Калужской области и Протвино в Московской до академгородков вокруг мегаполисов Сибири. Этот опыт создатели Иннополиса, разумеется, учли. «Советские наукограды строились в пятидесятые-семидесятые, — рассказывает Алексей Кангин. — С тех пор тенденции градостроительства совершенно изменились. Если мы сегодня приедем в любой из советских наукоградов, нам будет там достаточно некомфортно».

иннополис город фото

«По большому счету, в те годы никто не думал о какой-то особой городской среде, о пешей доступности, никто не планировал, что люди пересядут на велосипеды или на самокаты, — продолжает Алексей Кангин. — Планировали, что автомобили будут, но не очень много. В итоге сегодня одна из проблем наших наукоградов — пробки. В Иннополисе мы стараемся, чтобы все объекты были доступны в разных форматах, чтобы до них можно было добраться и пешком, и на самокате или велосипеде, и на машине, и на общественном транспорте, и беспилотным транспортом».

иннополис город фото

Другое отличие Иннополиса от привычных нам городов науки — недостаток зеленых зон. Объяснение простое: в Верхнеуклонском районе Татарстана, где стоит город, холмистая местность. «Мы активно занимаемся высадкой деревьев в городе, но за восемь лет, что он существует, деревья просто еще не успели вырасти, — говорит Алексей Кангин. — В советских наукоградах все-таки паркам уже пятьдесят-шестьдесят лет». Из-за отсутствия насаждений в городе ветрено, поэтому жители в шутку называют Иннополис Ветрополисом. «Мы стоим на вершине холма, под нами водохранилище, с одной стороны Свияга, с другой — Волга, так что да, ветром нас очень серьезно задувает, — улыбается Алексей Кангин. — Боремся мы с этим разными способами. Проектируем сооружения, чтобы они друг друга прикрывали. Университет вообще спроектирован так, чтобы между учебным корпусом и общежитием можно было пройти, не выходя на улицу, все соединено переходами, буквально как на марсианских станциях в кино. Хотя самый эффективный способ, которому я и сам следую, — это носить ветрозащитную одежду».

иннополис город фото

Мастер-план Иннополиса был создан в начале 2010-х архитектором Лиу Тай Кером, который в восьмидесятые на посту главного архитектора Сингапура разрабатывал концепцию современного развития этого древнего крошечного города-государства. Конечно, мэтр азиатской урбанистики привнес многие ее принципы и в мастер-план Иннополиса. Заложил в план высотную застройку, дорожную сеть для серьезного трафика: с широкими развязками, круговым движением, подземными переходами. Почти сразу стало понятно, что развивать город, который строится в чистом поле, на просторах Приволжской возвышенности, стоит несколько иначе.

«В Иннополисе в итоге нет высотных зданий, — рассказывает Алексей Кангин. — Мы стараемся придерживаться более современных принципов — у нас много небольших таунхаусов на три-четыре квартиры. Но любопытно, что уже формируется вторичная организация пространства со всеми характерными для нее элементами, как в том же Сколково: вокруг Иннополиса с его низкоэтажной застройкой строятся высотные многоквартирные дома. Они находятся в пригородах, в десяти минутах езды, но позиционируются застройщиками как Иннополис. Это, конечно, не так».

иннополис город фото

По первоначальному мастер-плану город был рассчитан на сто пятьдесят тысяч жителей. Пока их семь тысяч шестьсот: подсчет в реальном времени ведется на официальном сайте города. Приезжают и живут здесь, в первую очередь, конечно, работники сферы высоких технологий. Но не только они. «Есть отдельная категория людей, которых привлекает возможность дать детям качественное образование», — говорит Алексей Кангин. Физико-математический лицей Иннополиса входит в топ-5 школ Татарстана и в топ-100 российских по конкурентоспособности выпускников. Есть и обычная школа, а еще языковая, школа искусства и IT-лагерь. Едут сюда и те, кто хочет быть ближе к природе: рядом с городом находится заказник «Свияжский», в котором раньше обитали мамонты, а теперь живут десятки краснокнижных видов животных и рыб. «Ты можешь получить здесь все сервисы городской среды, и при этом две минуты на машине — и ты уже в глухом лесу».

иннополис город фото

Качество населения Иннополиса определяет подход урбанистов к его развитию. «Мы стараемся не делать благоустройство ради благоустройства, — говорит руководитель отдела городских проектов Фонда развития города Иннополис Анастасия Козырицкая. — Идем от потребностей жителей». Так, например, сразу после начала заселения города в Иннополисе появился консьерж-сервис. Сейчас он работает в телеграме, можно задать любой вопрос и получить ответ от сотрудника сервиса или подробную инструкцию от бота по имени Инна. Консьерж-сервис ищет потерянные вещи, подсказывает время работы ресторанов, дает контакты электриков и сантехников. А на заре Иннополиса его сотрудники вообще лично водили новых жителей в магазины. «Совершенно непонятно ведь было, где что и есть ли вообще магазины. Город представлял из себя стройку, — вспоминает Алексей Кангин. — Нужно было брать людей за руку и все показывать. Консьерж-сервис — как раз пример структуры, которая возникла для заботы о людях и продолжает это делать, хотя формат его работы изменился». В телеграме у Иннополиса есть и две сотни городских чатов и каналов, можно в пару кликов обсудить свой вопрос с администрацией города и даже мэром, записаться к врачу, найти вакансию и даже скооперироваться с соседями для совместных покупок в казанских гипермаркетах. Народное самоуправление и самоорганизация горожан в действии, это в России встречается еще реже, чем города без пробок.

иннополис город фото

Пешеходные дорожки тоже прокладываются не дидактически, а эмпирически. Все, как делал мудрый Курчатов в своем Институте атомной энергии: сначала смотрел, в каких местах газона сотрудники протаптывают тропинки, и лишь затем давал указание их асфальтировать. «Наш мастер-план, разработанный по сингапурским лекалам, тоже предполагал сначала сеть тротуаров, проложенных квадратно-гнездовым способом, — рассказывает Алексей Кангин. — Но после заселения мы начали подхватывать все эти стихийные тропинки и превращать их в удобные дорожки. Я сам там порой удивляюсь, когда по городу просто гуляю: «Вот здесь же дорога просится, а ее нет, надо обдумать и обсудить».

иннополис город фото

Сейчас Институт пространственного планирования Татарстана разрабатывает для Иннополиса новый мастер-план. Главный принцип — пятнадцатиминутная пешая доступность всех объектов инфраструктуры. Иными словами, город станет представлять из себя собрание кластеров, в которых есть все для жизни. Еще больший акцент сделан на средствах индивидуальной мобильности. «Сейчас восемьдесят процентов наших детей, например, ездят школу на велосипедах и на самокатах, — рассказывает Анастасия Козырицкая. — Плюс нашего города — в уровне безопасности, родители спокойно отпускают детей одних».

иннополис город фото

Это возможно благодаря сети камер наблюдения, покрывающих город. «Нельзя совершить правонарушение, чтобы тебя через пять минут не вычислили», — говорит Алексей Кангин. Несмотря на то что в городе живет высокообразованный молодой креативный класс, происшествия случаются: вокруг Иннополиса множество сел и деревень, жители которых приезжают в город как в районный центр, за покупками и развлечениями. «Можно обнаружить сломанную карусель на детской площадке или неправильно припаркованный автомобиль, мы в этих случаях проводим разъяснительную работу». Для более сложных случаев в городе работает группа быстрого реагирования, которая по данным, полученным с камер, выезжает на место происшествия. «Бывают эпизоды, когда дети или старики теряются: многие здания выглядят одинаково, и они не могут найти дорогу домой, не понимают, где находятся. С помощью видеокамер мы достаточно быстро их находим».

иннополис город фото

Как так вышло, что дома одинаковые? Не лучшее наследие советских наукоградов и не только их, современная урбанистика этого не приветствует. «Это было заложено в первоначальный мастер-план, он ведь создавался почти пятнадцать лет назад и людьми, которые до того много лет работали по старым принципам, — говорит Анастасия Козырицкая. — Мы отходим от единообразия. Внешний вид того, что сейчас строится в городе, проектируется по-разному, мы разрабатываем дизайн зданий вместе с ведущими московскими бюро. Частные застройщики тоже стараются избавляться от безликости».

С недавних пор даже вход в квартиры автоматизировали: попасть домой можно по отпечатку пальца. Спрашиваю, нет ли жалоб от населения, что для них в отдельно взятом городе России уже наступил оруэлловский 1984-й, Большой брат следит за всеми. «Конечно, возникают вопросы, — соглашается Анастасия Козырицкая. — Полезность видеокамер с точки зрения общественной жизни люди охотно признают, а вот когда дело касается их приватной жизни, отношение меняется. Той же биометрией для доступа в квартиры пользуются не все. Не каждый готов сдавать свои данные».

иннополис город фото

Требует работы с населением и использование беспилотных технологий. В городе развита доставка еды и посылок, в том числе «Почты России», с помощью роверов. Планируется тестирование дронов-доставщиков, Иннополис станет одним из первых городов России, где посылки весом до тридцати килограммов станут возить адресатам по воздуху. Наземные беспилотные автомобили уже активно испытываются, в этом деле Иннополис у нас тоже в авангарде. «Мы наблюдаем за тем, как все это вписывается в городскую среду, и за проблемами, которые возникают при этом, — рассказывает Алексей Кангин. — Те же роверы пользуются нашей обычной инфраструктурой: ездят по пешеходным дорожкам, пересекают проезжую часть. Далеко не все водители понимают, как с ними себя вести. Надо ли уступать дорогу? Вроде по правилам дорожного движения это делать не нужно. Вот такие моменты мы прорабатываем с жителями. Но и люди, и водители у нас достаточно быстро сами организуются, больших проблем нет».

Как далеко и быстро ни шагали бы технологии, в городской жизни лучше всего работает, конечно, то, что проверено веками. Недавно команда Анастасии Козырицкой устроила в городском парке общественные огороды. «Жителям Иннополиса хочется быть ближе к природе, есть натуральные продукты плюс показать детям, которые растут в городе, как можно работать на земле. Так мы придумали общественные огороды. С двадцатью самыми активными участниками проекта разбили грядки прямо в парке. Там жители могут выращивать вместе что захотят. Всем так это понравилось, что желающих уже очередь. В этом году из соседнего леса стал прибегать заяц, воровать морковь. Я не шучу, это происходит у нас в городском парке. Заяц этот уже со всеми перезнакомился, никто на него не обижается. Наоборот, в городских чатах то и дело обсуждают: „Снова видели зайца“. Так формируется комьюнити, а это важное преимущество нашего города».

Вдохновляйтесь ВКонтакте с нами