Анкета для публикации проекта доступна только в десктопной версии сайта

Устойчивый подход и поиск экоальтернатив в работах молодых дизайнеров и студий

7 сентября 2025 г.

Фото: Piergiorgio Sorgetti.

Студия AtMa

Макото Судзуки и Аюми Кояма

Дизайнер Макото Судзуки и художница Аюми Кояма работают вместе с 2013 года. Один из их последних проектов — серия отреставрированных стульев J39.5, которую они показали в рамках Миланской недели дизайна.

Что повлияло на ваш подход?

Проект вдохновлен инициативами по построению циркулярной экономики и традиционными японскими практиками, такими как изготовление бумаги васи. Работа в диалоге с ремесленными мастерами научила нас по-настоящему ценить и беречь вещи. Вместо того чтобы работать с мебельными фабриками и корпорациями, мы сосредоточились на том, что мы, как независимые дизайнеры, можем сделать своими руками.

Вначале мы собирались восстанавливать предметы, используя новые материалы, однако после, задав себе вопрос, что составляет их подлинность, решили использовать только оригинальные детали. Так, поврежденные части, которые уже нельзя было применить по прямому назначению, переработали в целлюлозное волокно и после — в бумагу, из которой изготовили шнуры для отреставрированных стульев.


По теме: Экомышление и необходимость институциональных перемен в дизайне — мнение лидеров индустрии

Студия AtMa

Макото Судзуки и Аюми Кояма

Фото: Piergiorgio Sorgetti

Каким должно быть по-настоящему устойчивое будущее?

Построить его получится лишь тогда, когда устойчивый образ жизни будет абсолютно естественным для каждого и перестанет быть тем, к чему сознательно стремятся лишь некоторые. Мы можем способствовать этому, если будем проектировать не просто продукты и пространства, но и шире — социальные структуры и системы. Наша работа в повышении осведомленности о проблеме достигла определенных результатов, но для практического внедрения идей требуется гораздо больший объем знаний. Мы верим, что результатов можно добиться через все более широкое сотрудничество.

Фото: Piergiorgio Sorgetti
Фото: Piergiorgio Sorgetti
Фото: Piergiorgio Sorgetti
Фото: Piergiorgio Sorgetti

Дайсуке Ямамото

Дизайнер

Как сложилась ваша дизайнерская практика?

Я пришел в дизайн из архитектурной среды, в прошлом я занимался оформлением коммерческих пространств в Токио. В этом постоянно меняющем свой облик городе здания сносят и строят заново в бесконечном цикле. Средняя продолжительность жизни коммерческой площади — пять лет. Однажды я оказался на месте сноса спроектированного мной здания. Я смотрел на то, как материалы отправляют на свалку и задался вопросом: было ли это действительно необходимо? Этот момент стал поворотным в моей карьере. С тех пор я стал исследовать то, как иначе мы можем использовать материалы, которые привычно считаются «отходами».

Дайсуке Ямамото

Дизайнер

Предметы из серии Flow Painting Blossom выполнены из тонколистовой стали, оставшейся от сноса зданий. Фото: Masayuki Hayashi
Фото: Masayuki Hayashi 
Фото: Masayuki Hayashi

Что поможет нам построить устойчивое будущее?

Я верю, что оно начинается с каждого, в повседневности. Попробуйте спросить себя: мне действительно это нужно? В мире дизайна мы обладаем способностью не только придавать материалам форму и определять функцию, но и создавать нечто большее — ощущение тайны, чего-то прекрасного. Речь идет об эмоциональном отклике, о том, чтобы тронуть человека. Я верю, что способность творить красоту — один из самых сильных инструментов, с помощью которых мы можем передавать ценности и вдохновлять на перемены.

Фото: Masayuki Hayashi
Фото: Masayuki Hayashi
Фото: Masayuki Hayashi
Фото: Masayuki Hayashi

MycoWorks

Фил Росс и София Ванг

Компания MycoWorks развивает Fine Mycelium™ — биотехнологию, которая позволяет выращивать мицелий для создания адаптивного, тактильно приятного и долговечного биоматериала. «Мы рассматриваем эту технологию как творческую платформу для дальнейшего изучения потенциала мицелия», — говорит команда.

Какие достижения в работе с мицелием вы можете отметить?

Таким стал недавний вывод на рынок первого продукта Reishi™ в сотрудничестве с Ligne Roset. Диван Kobold, разработанный Эрваном Буруллеком, — пример того, что можно сделать с помощью биоматериалов в больших масштабах. В MycoWorks мы не просто черпаем вдохновение в природе — мы работаем с ней. Этот нюанс меняет все — от того, как мы думаем об эстетике и производстве, до нашего подхода к устойчивому развитию. Нас продолжает вдохновлять идея, что биоматериалы могут быть не только экологически чистыми, но и эстетичными. С помощью мицелия мы формируем новый материальный язык — тот, который поощряет терпение и креативность.

MycoWorks

Фил Росс и София Ванг

Проект Mycelium Muse. Фото: Felix Speller / Mycoworks Creative Studio
Проект Mycelium Muse. Фото: Felix Speller / Mycoworks Creative Studio
Проект Mycelium Muse. Фото: Felix Speller / Mycoworks Creative Studio

Что мешает шире использовать мицелий в дизайне?

Одно из существенных препятствий для многих биоматериалов — масштабируемость. Успешный вывод материала из лаборатории в коммерческое производство — задача, требующая совершенно новых цепочек поставок, инфраструктуры и производственных процессов, при этом необходимо сохранять качество и эксплуатационные характеристики материала.

Что мы можем сделать для лучшего будущего сегодня?

Устойчивое будущее потребует глубоких культурных и системных изменений — перехода от краткосрочной выгоды к долгосрочному мышлению.

Проект Mycelium Muse. Фото: Felix Speller / Mycoworks Creative Studio
Проект Mycelium Muse. Фото: Felix Speller / Mycoworks Creative Studio
Проект Mycelium Muse. Фото: Felix Speller / Mycoworks Creative Studio

Пайам Аскари

Дизайнер

Что подтолкнуло вас к использованию индустриальных отходов в работе?

Проект с переработанным мрамором стал естественным продолжением моей работы с натуральным камнем: мне хотелось задействовать остатки материала, которые оставляет мраморная промышленность. Вдохновение пришло ко мне после того, как я увидел груды мраморных обломков и осколков, скапливающиеся на заводах. Мне хотелось воссоздать этот образ в хаотичных, похожих на осколки формах.

Пайам Аскари

Дизайнер

Предметы из инсталляции Remains, созданной Пайамом Аскари совместно с Omniaworks

Что мешает нам делать дизайн более устойчивым?

Создание объектов — это не только концепция, оно требует работы с материалом, перестройки технических процессов, и здесь ничто не может быть на 100 % устойчивым, утверждать обратное было бы ложным. Я думаю, что важен разумный и ответственный подход к тому, как мы работаем. Дизайнеры должны экспериментировать и не бояться потерпеть неудачу. Гораздо проще взять красивый кусок камня и вырезать из него что-то эстетичное, но, чтобы увидеть и реализовать потенциал отходов производства, требуется больше усилий. Так что, отвечая на ваш вопрос, вероятно, именно недостаток воображения или экспериментирования останавливает нас. Я думаю, что все больше и больше дизайнеров становятся чувствительными к этому вопросу, и это хорошо.

MANU

Гуннар Нюгрен

В производстве вы используете лимонную цедру, PET пластик и кукурузный крахмал. Что повлияло на ваш выбор?

Мы живем в эпоху, когда принято избавляться от вещей быстрее, чем когда-либо, и та эмоциональная ценность, которую мы им когда-то придавали, давно исчезла. Работая исключительно с производственными отходами, мы переворачиваем традиционный процесс проектирования с ног на голову. Вместо того чтобы выбирать материалы, соответствующие концепции, мы разрабатываем концепции, исходя из свойств и ограничений самих материалов. Многие идеи устойчивого развития звучат великолепно, но не работают на практике. Но это не значит, что когда-нибудь этого не произойдет. Главное — продолжать двигаться вперед, оставаться верными своим ценностям, быть открытыми к адаптации. Реального эффекта можно добиться за счет стремления действовать по-новому. К прогрессу ведут не идеальные решения — зачастую достичь его удается благодаря людям, которые достаточно упрямы, чтобы все равно попытаться.

Настольный светильник Baby

Каким вы видите будущее?

Видение MANU — будущее, в котором все конструкции изготавливаются из локальных производственных отходов. Мы надеемся, что сырье снова будет считаться ценным, а не бесконечным и одноразовым.

Настольный светильник Baby
Ваза Betty
Настольный светильник Baby
Настольный светильник Baby

Давиде Бальда

Дизайнер

Как вы пришли к работе с биоматериалами?

После окончания учебы в области социального дизайна я начал путешествовать и участвовать в воркшопах, где работают с отходами природного происхождения — такими, как косточки и кожура авокадо, стебли и стебельки сорных трав, водоросли, яичная скорлупа, раковины мидий и моллюсков. Так я открыл для себя, что материалы, которые кажутся утратившими ценность, могут быть переработаны и применены в новых целях.

Мое увлечение материалами и процессом эволюции Земли привело меня к изучению феномена окаменения, в частности так называемых технофоссилий — «ископаемых будущего», остатков и отходов антропогменного происхождения, которые станут сырьем для наших потомков. Именно поэтому я определяю себя как археодизайнера — исследователя, который «раскапывает» обломки прошлого. Роль археодизайнера — реконструировать и описывать историю, обращаясь к технофоссилиям и создавая на их основе новые материалы или артефакты.

Давиде Бальда

Дизайнер

Инсталляция на Isola Design Festival 2025

Как развивался ваш подход и какое достижение вы считаете главным на сегодняшний день?

Моя цель — не спекулятивные концепции, а конкретные результаты, которые влияют на повседневную жизнь. За последние два года я участвовал в арт-резиденции Fabrica — исследовательском центре группы Benetton. Совместно с отделом устойчивого развития компании я разработал проект Telare la materia. Это исследование посвящено поиску новых методов снижения негативного воздействия текстильной промышленности на окружающую среду. Сегодня производственные отходы, как правило, отправляются в не европейские страны, где становятся мусором. Мой проект предлагает переработку этих текстильных отходов на месте: с помощью технологии измельчения ткани они превращаются в волокна — новый ресурс для использования в сельском хозяйстве, строительстве или мебельном производстве. Таким образом Telare la materia возвращает ценность материалу, который ранее считался отходом.

Каким должно быть устойчивое будущее?

Устойчивое будущее — это осознанность и готовность брать на себя ответственность. Это забота о живых существах планеты, солидарность и поддержка. Важно осознать, что не должно быть разделения между разными формами жизни: у всех должны быть равные возможности для существования.

Инсталляция Arsonars
Проект Tecnosuolo

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит