Экомышление и необходимость институциональных перемен в дизайне — мнение лидеров индустрии
11 августа 2025 г.

Нина Яшар
Основательница галереи Nilufar
Когда мы говорим о коллекционном дизайне, мы уже существуем в модели, которая по своей природе более устойчива и этически ориентирована. В этой сфере ценятся короткие и прозрачные цепочки поставок, исключительное мастерство и внимание к исходным материалам. Каждый предмет создается осознанно, зачастую вручную и ограниченным тиражом, не как сезонная вещь, а как долговечный объект. Такие изделия требуют, чтобы к ним относились бережно, пользовались ими долгие годы и в итоге передали будущим поколениям.
По теме: Пять лидеров мнений — о главных трендах в дизайне, архитектуре и искусстве 2025/2026
Их долговечность — часть их смысла. Разумеется, вопрос устойчивости становится куда более насущным, когда речь идет о массовом производстве. Но в контексте Made in Italy уже существует культурная и промышленная традиция, которая подчеркивает приоритет качества над количеством, стремления к совершенству над скоростью производства. Поэтому, вместо того чтобы переопределять понятие устойчивости, возможно, наша задача — защитить и укоренить эти ценности, чтобы они не были утрачены в гонке за масштабом или трендовым производством. Важно признать, что идеальная модель уже существует — остается только следовать ей.

Валентина Чуффи и Джозеф Грима
Основатели Alcova
До появления Alcova Милану не хватало платформы, которая показывала бы, куда движется дизайн в широком смысле. Некоторые говорят, что выставка стала более масштабной и более коммерческой. Это правда, успешный проект должен расти. Однако мы не изменяем его сути, 70% участников — это молодые дизайнеры. В каком-то смысле Alcova — это новый Вавилон, который оживает раз в год, кочевое племя, которое перемещается с места на место. Для выставки мы выбираем проекты, которые показывают инновации в плане материалов или производственного процесса, эстетики или устойчивости, хотя сам термин нам не близок — его частое использование приводит к инфляции смысла.

Катерина Моска
Соосновательница проекта MoscaPartners
На протяжении многих лет мы наблюдали растущее внимание к вопросам устойчивости и инклюзивности, которую мы понимаем как встречу разных идей и мнений, внимание к нуждам других. Я не считаю, что это — просто тенденция; скорее я вижу в этом коллективное пробуждение человечества. Сегодня у нас есть как технический, так и творческий потенциал для движения вперед. Однако согласовать этические императивы с требованиями рынка не всегда просто. Бренды должны понимать, что решения, которые сегодня могут выглядеть менее прибыльными, в краткосрочной и среднесрочной перспективе окажутся ценной инвестицией — как в экономическом плане, так и с точки зрения репутации. Дизайнеры совершают важную работу в этом направлении, и по мере того, как потребители будут все чаще делать выбор в пользу устойчивых альтернатив, компании найдут еще больший стимул следовать их примеру.
Сегодня, как никогда ранее, дизайн и креативность должны работать в тесной связке с наукой и технологиями для создания ответственных и перспективных решений.
говорит Катерина Моска

Максим Щербаков
Основатель Supaform
Тема устойчивости в дизайне сегодня чрезвычайно популярна. Во время Миланской недели дизайна 2025 года один из самых частых вопросов, который мне задавали студенты, звучал так: использовал ли какие-либо материалы вторично и, если да, было ли это сделано осознанно? Так, в случае Dezeen Awards один из ключевых критериев оценки — это соответствие проекта принципам ответственного и устойчивого дизайна. И это, безусловно, важно. Вопросы экологии и сохранения планеты в целом стали своего рода глобальным трендом.
Если ты сразу думаешь о том, как расстаться с предметом, — может, его и не стоило производить?
говорит Максим Щербаков
Но в реальной практике такой подход зачастую влияет только на репутацию дизайнера или производителя, но не на сам предмет или его восприятие. Иногда я задаюсь вопросом: если дизайнер утверждает, что его стул не оставил углеродного следа, и пишет об этом в соцсетях — стал ли от этого сам стул лучше? Cтоит ли превращать факт в маркетинговый бонус, который автоматически повышает ценность объекта? На мой взгляд, это работает, как маркировка «без глютена»: продукт просто становится интересен еще одной категории потребителей. Для меня устойчивый дизайн — тот, который сохраняет свою ценность и актуальность настолько, что им будут пользоваться три поколения подряд. Я не вижу большого смысла в дизайне, если в нем изначально заложена идея утилизации.

Сигне Бирдал Теренциани
CEO фестиваля 3daysofdesign в Копенгагене
Текущий момент заставляет нас меняться. Это неизбежный сдвиг парадигмы, который также открывает для нас новые перспективы. Я считаю, что дизайн может стать катализатором позитивных изменений. Работая вместе, мы можем находить новаторские решения и вдохновлять других делать то же самое. Я вижу удивительные инициативы, которые часто не реализуются из-за нехватки финансов и неприятия со стороны потребителей. Люди склонны сопротивляться переменам. Не только когда речь идет о новых материалах, но и о том, как мы живем. С моей точки зрения, самым большим препятствием остается сила привычки. Когда люди противостоят новому, это ограничивает возможности, которые могли бы улучшить нашу жизнь.