Анкета для публикации проекта доступна только в десктопной версии сайта

Архитектор Ханнес Пир — о вечных ценностях в цифровую эпоху

30 мая 2025 г.

Архитектор-романтик Ханнес Пир работает со временем и контекстом, размышляя о концепции ностальгической утопии и своем видении будущего. Беседовала Маргарита Косолапова, INTERIOR+DESIGN
Реновация терм Каракасы в Риме. Проект завершен в 2024 году

Ханнес, давайте начнем с самого начала. Как изменилась ваша практика с тех пор, как вы открыли бюро в 2009 году?

2009 год был непростым, тогда случился крах фондового рынка, поэтому работы было не так много — по всей Европе в целом и в Италии в частности. Я только что вернулся из Роттердама, где трудился в OMA Рема Колхаса. Все начиналось с небольших проектов. Мне очень повезло — дизайнер, на которого работал мой друг, предложил мне обновить шоурум и офис в Милане. Бюджет был смехотворным, зато было очень много идей. Знаете, ограничения и запреты иногда подпитывают творчество невероятным образом. Иметь полную свободу даже сложнее, это как белый холст, понимаете? Для меня очень важен контекст. У Рема Колхаса все было наоборот. «К черту контекст» — фраза, которая сделала его знаменитым. Это была эпоха до соцсетей, до Pinterest, практически доцифровая эра — сейчас все гораздо демократичнее. Любой человек, даже не будучи архитектором или дизайнером, может запостить что-то и добиться успеха.


По теме: Ателье Ханнеса Пира в Милане

Архитектор Ханнес Пир, глава бюро Hannes Peer Architecture
Инсталляция The Clearing для бельгийской компании Van den Weghe, представленная в рамках Недели дизайна в Милане в 2024 году

«Ограничения иногда невероятно подпитывают творчество. Это как чистый холст»

Раз мы заговорили о соцсетях, как сохранить глубину и сложность в эпоху сверхбыстрого потребления контента?

Я поставил создание контента на паузу, предпочитаю пока держать свои исследования при себе. Нам не нужны новые картинки, их и так слишком много. Что я предлагаю и что я делаю сам, так это покупаю редкие и винтажные книги для моих студентов, для людей, с которыми я работаю. Важно оставаться восприимчивыми к контексту, чтобы архитектура служила не только клиенту, но и сообществу, людям, которые взаимодействуют с ней. В этом смысле один из последних проектов в Риме стал особенным для нас — термы Каракаллы. На работы ушел всего год — безумие. Я все время ждал, что мне позвонят и скажут, что все кончено, продолжать не будем, слишком много трудностей. Но этот звонок так и не случился. Концепция зеркального бассейна была довольно радикальной, все было придумано в очень короткий промежуток времени. Термам больше 1800 лет, но функционировали они всего 300 из них.

Потом системы снабжения водой были разрушены, весь мрамор вывезен, Рим пришел в упадок. Я подумал: что если вернуть воду обратно? Вернуться в прошлое? Это такое простое предложение, в нем есть романтика и в то же время абсолютная радикальность. Бассейн, который будет отражать монументальную архитектуру, руины Каракаллы — это очень сильный с точки зрения архитектуры, но также очень скромный жест. Этот проект близок моей философии «ностальгической утопии». С одной стороны, он укоренен в прошлом, однако в нем есть проекция в будущее — важно осознать, какое влияние он будет иметь, какой отклик получит. Я хотел подарить зрителям ощущение присутствия, дать им возможность ощутить то, что чувствовали жители Древнего Рима.

Что помогает вам лучше понять контекст?

Нужно прожить его. Это очень важная вещь, которой я пытаюсь научить своих студентов. Нужно поговорить с людьми, остаться там хотя бы ненадолго, хотя это не так легко, мы небольшая студия — я и еще четыре архитектора. Меня часто спрашивают, могу ли я повторить проект снова. Это не про нас. Каждый проект мы начинаем с чистого листа. Это сложнее, занимает больше времени, но и отдача выше. Я думаю, наша миссия — быть основательными в своих исследованиях, быть ответственными. ИИ определенно будет значимой частью проектирования, и надеюсь, наша роль не сведется к административным функциям, недоступным искусственному интеллекту. Если так, я, возможно, займусь гончарным делом, но до тех пор буду бороться за качество архитектуры. Это гуманистическое понимание нашей работы. ИИ не чувствует никакой ответственности. Он может принять решение, но ему на самом деле все равно, в этом нет эмоций.

Каким должен быть устойчивый город?

Когда вы работаете в городе, худший вариант — это сносить здания. Если этого не делать, углеродный след уже сокращается вполовину. Гораздо более устойчивая практика — обновлять, поддерживать то, что уже есть. Особенно в больших городах, таких как Москва, Париж, Милан. Американские города невероятно консервативны, но именно то немногое, что есть, стараются ценить еще больше. В Италии, Франции, Европе в целом — очень богатая история, почему бы не поработать с ней?

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит