Пять лидеров мнений — о главных трендах в дизайне, архитектуре и искусстве 2025/2026
19 июня 2025 г.
Лю Цзякунь, лауреат Притцкеровской премии 2025, дизайнер Матье Леаннер, Юлия Лобойко, Мария Порро и Сюзанн Паже — об адаптивности, чуткости и эмпатии
Матье Леаннер
Дизайнер
В мире, где происходят постоянные изменения и царит неопределенность, индустрия дизайна должна принять текучесть и способность приспосабливаться к новому как данность. Будущее дизайна лежит в сфере создания пространств, которые будут не только эстетически выразительными, но и адаптивными, — таких мест, которые обеспечивают комфорт, благополучие и связь с природным миром.
Индустрия дизайна долгое время рассматривала человека как потребителя или пользователя, воспринимала нас как стабильных и логичных существ, но на самом деле это не так. Человеческая природа чрезвычайно сложна, иррациональна и изменчива; и лучший способ понять это — изучать не только эргономику или анатомию, но и науку, медицину, психологию и религию.
По теме: Декор как нарратив: тренды 2025/2026 по мнению художников, кураторов и архитекторов

Юлия Лобойко
Галерея «Палаты»
За годы экспедиций по регионам России мне удалось познакомиться с плеядой авторов разной направленности. Я бесконечно складываю в голове пазлы из предметов, ищу в них гармонию и общность. Что касается участия в международных выставках, тут важно учитывать специфику площадки и целевую аудиторию. Так, на Collectible в Брюсселе «Палаты» показали предметы вне зоны комфорта, что оказалось верным ходом. Кресло от студии Odingeniy куратор Брехт Райт Гандер отметил как одно из лучших на выставке.
На PAD в Париже стратегия другая: акцент на глубине смысла, на культурном наследии и красоте ручного труда. Это выделило нас на фоне легендарных галерей со всего мира, мы вошли в печатную подборку ELLE Decoration France. В предметном дизайне мы наблюдаем пик тренда ухода от избыточности. Эта сфера продолжает искать свое место после эпохи легенд. В будущем главным станет поиск искренних смыслов внутри себя и своего наследия.

Лю Цзякунь
Архитектор, лауреат Притцкеровской премии 2025
Архитектура должна быть откровением — абстрагировать, очищать, делать видимыми присущие локальному сообществу качества. У нее есть возможность формировать человеческое поведение, создавать безмятежность, поэтическое чувство. Пробуждать сострадание и милосердие, культивировать чувство общности. Идентичность связана не только с личностью, но и с коллективным чувством принадлежности месту. Я всегда стремлюсь быть похожим на воду — проникать в пространство, не имея фиксированной формы, впитываться в окружающую среду, в саму суть места. Со временем вода постепенно затвердевает, превращается в архитектуру, а возможно, даже в высшую форму человеческого духовного творчества. И все же она сохраняет в себе все черты этого пространства — как положительные, так и отрицательные.
По теме: Лю Цзякунь: 54-й лауреат Притцкеровской премии

Мария Порро
Президент Salone del Mobile.Milano, директор по маркетингу и коммуникациям Porro
В контексте глобальной нестабильности и быстрых изменений индустрия дизайна будет все больше стремиться к созданию гибких пространств. Современный дом трансформируется, приоритетом становится адаптивность, которая позволяет реагировать на постоянно меняющиеся потребности его жителей. Людям нужна среда, где найден баланс между эстетикой и благополучием. Устойчивость — уже не просто тенденция, а насущная необходимость. Инновационные материалы и производство замкнутого цикла, которое обеспечивает более длительный срок службы предметов за счет повторного использования, ремонта и правильной утилизации, выходят на первый план. Мебель теперь — больше, чем просто функциональное дополнение, она превращается в архитектурный элемент, который формирует и определяет пространство, и в Porro мы стремимся отражать эти тенденции.

Сюзанн Паже
Куратор Фонда Louis Vuitton
Работы Дэвида Хокни пользуются огромной популярностью благодаря универсальности сюжетов и его удивительному таланту, который выражен в ярких оттенках, прозрачном стиле и четкой композиции. Благодаря своей уникальной способности восхищаться самыми простыми вещами Хокни становится проводником счастья, как только берет в руки кисть, карандаш или планшет, — даже если Хокни как человек переживает трагедию. По его словам, это происходит потому, что он всегда счастлив, когда рисует, — как и Ван Гог. Хокни всегда искал способы поделиться своими работами с широкой аудиторией, от использования обратной перспективы для создания ощущения включенности в полотно до тиражирования оцифрованных изображений. Сегодня выставке Хокни в Louis Vuitton удается приблизить весну для каждого из нас.