Анкета для публикации проекта доступна только в десктопной версии сайта
Самая большая ретроспектива Дэвида Хокни в Париже: весну не отменить

Самая большая ретроспектива Дэвида Хокни в Париже: весну не отменить

6 мая 2025 г.

Фонд Louis Vuitton в Париже открыл ретроспективу Дэвида Хокни — самую большую в истории. Чем запомнится проект, рассказывает редактор INTERIOR+DESIGN Маргарита Косолапова
Дэвид Хокни. «Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами)», 1972

Выставка, над которой главный куратор Фонда Louis Vuitton Сюзан Паже работала вместе с самим художником, охватывает шесть десятилетий, но преимущественно сосредоточена на последних 25 годах творчества Дэвида Хокни. Беспрецедентный по масштабу проект, который готовился в течение двух лет, включает и главные, широко известные работы художника, такие как «Большой всплеск» или «Портрет художника», но интересен ими далеко не в первую очередь. Гораздо любопытнее выглядят залы, где собрана диджитал-графика, удивительно поэтичная и честная.


По теме: Дэвид Хокни: 10 фактов из биографии художника

Говоря о Хокни, Сюзан Паже отмечает, что универсальность его художественного языка и причина огромной популярности — в его любви к жизни. Важны и талант, и ясность композиции, и яркость открытых тонов, но все же секрет притягательности его работ — в нескончаемом ощущении счастья, которое возникает, как только Хокни берет в руки кисть или iPad, даже если сам художник как человек переживает трагедию.

Дэвид Хокни. «Кристофер Ишервуд и Дон Бакарди», 1968

Дэвид Хокни родился в Брэдфорде на севере Англии, учился в Королевском колледже искусств в Лондоне в 1960-х, где пережил годы бурной свободы, в 1970-х шесть лет провел в Париже, но свой второй дом нашел в Лос-Анджелесе с его пальмами, виллами, бассейнами и бесконечным солнцем. Плоские пейзажи вечно освещенной солнцем Америки — пожалуй, тоже очень честный снимок реальности с ее несколько пластиковым праздничным характером. Классический Хокни, каким мы знаем его, — продукт той эпохи. Первые два зала показывают его путь от Брэдфорда до Беверли-Хиллз, чередуя работы американского и британского периода. В Америке он открывает для себя возможность работать на нескольких холстах одновременно, составляя из них масштабные композиции, вершиной которых станут монументальные «Высокие деревья близ Уортера», составленные из 50 фрагментов — одна из множества работ, посвященных родному Йоркширу.

Нет одного стиля или направления, которое бы исчерпывающе определяло творчество Хокни, каждым из его периодов руководит определенная обсессия со своими методами и сюжетами. Среди самых известных будут, конечно, бассейны и портреты — последним на выставке посвящена отдельная галерея Фонда. Однако его живопись гораздо шире — это и акварельные зарисовки, и графические наброски, и акрил, и цифровая живопись, иногда — экспрессионистские открытая, иногда почти гиперреалистская (не случайно одним из главных увлечений в жизни Хокни была фотография).

Йоркшир художник готов писать бесконечно. Поля, дорога сквозь лес, склоненные ветви — возвращаясь к сюжетам снова и снова, он будто стремится запечатлеть их в самой точной манере, найти их идеальное выражение, даже если для зрителя они остаются достаточно фантастическими с их прямыми, слишком яркими и беспокойными оттенками. Эти пейзажи представляют собой разительный контраст с Лос-Анджелесом. В английской провинции грозовое небо сменяется ясным так быстро, что нужно успеть захватить его в рисунке, так, что лучше писать акварелью по-сырому или использовать iPad.

Дэвид Хокни. «Зимний лес», 2009

«Помни, они не могут отменить весну» — эта фраза стала эпиграфом к выставке, появившись на фасаде Фонда. На карантине, оказавшись запертым в своем доме в Нормандии, он продолжил со всем вниманием художника вглядываться в то, как сменяются сезоны. Наблюдая за мельчайшими подробностями повседневности, он написал 220 работ с одними и теми же сюжетами — небо, сад, деревья старой фермы. Позже они составят книгу «220 в 2020». На выставке художник предлагает нам понаблюдать за процессом создания на экране — как в коротких видео в соцсетях: вот на iPad добавлен новый слой, вот проявились тени и следы от капель дождя на водной глади. Использование цифрового холста и кисти впервые позволило ему работать в темноте, и результатом стали пейзажи «Лунной» серии, созданной в то же время. В зале Фонда они показы в полутьме — и так звучат еще ярче.

Дэвид Хокни. «Большие деревья близ Уортера», 2007

На последнем этаже кураторы собрали пантеон тех, кому Хокни делал оммажи открыто и косвенно, используя их открытия в цвете, методе или взгляде на перспективу. Самой очевидной отсылкой будет Ван Гог, в ряде поздних работ цитаты почти буквальны, но расширять список можно до бесконечности. В пейзажной живописи это британцы от Джона Констебля до Уильяма Тернера, в наблюдениях и попытках запечатлеть прозрачный меняющийся свет — импрессионисты, в поиске иного взгляда на перспективу — Фра Анжелика, во всем — Пикассо, человек, который в карьере пережил не меньше трансформаций, чем сам Хокни.

Дэвид Хокни. «27 марта 2020, No. 1, 2020»

В 2025 году Дэвиду Хокни исполняется 88. За столь долгую жизнь он успел прожить две или три полноценные карьеры, несколько раз переизобретая себя. Удивительно видеть, как менялся его стиль и он сам, как новые технологии повлияли на его творчество и как по-разному раскрывался его талант. Хокни, заядлый курильщик, грозится умереть с сигаретой в руках и не бросает вредную привычку даже сейчас, иронизирует над собой и немного над окружающими, но всегда остается верным себе. Остается поучиться у него бесконечной любви к жизни и постараться унести с собой часть этой энергии и уверенности в том, что весну никому не дано отменить.

Fondation Louis Vuitton, Париж, Франция. До 31 августа 2025

Дэвид Хокни. «По мотивам Блейка: известно меньше, чем думают люди», 2024

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит