Дизайнер и сценограф Юбер Ле Галль: «Я ослабил внутреннюю цензуру и постоянно воплощаю новые идеи»
19 августа 2025 г.

Юбер Ле Галль родился в 1961 году в Лионе. Глядя на предметы его авторства, сложно представить, что начинал он карьеру как бухгалтер. Впрочем, вскоре начал писать картины, а затем и вовсе стал одни из самых успешных сценографов выставок. Получив признание в музейных кругах, Юбер обратился к реконструкции исторических интерьеров, в частности покоев Франциска I в Шато де Шамбор, а также дома Клода Моне в Живерни. Ну и, безусловно, он добился впечатляющего успеха как предметный дизайнер. О сюрреализме, неизменной иронии и вечном поиске прекрасного с Юбером Ле Галлем поговорила Маргарита Косолапова, автор INTERIOR+DESIGN.
По теме: Дизайнер и художник Лена Соловьева — об экспериментах и печатных практиках в фотографии

Искусство, дизайн, ремесло — как вам удается органично объединять все эти дисциплины в работе?
В этом и состоит сущность декоративного искусства, которое существует тысячелетия. Я лишь следую этой практике. От промышленных дизайнеров моя работа отличается именно художественным подходом, то есть свободой от функциональных и технических ограничений.
Вы следуете традициям или идете им наперекор?
Я смотрю на традиции с интересом, чтобы найти то, что остается за пределами видимости. В использовании символов важно умение пристально вглядываться в то, что приходит к нам из прошлого. Мы думаем, что изобретаем что-то новое, но часто занимаемся переосмыслением уже существующего.


Каков ваш рецепт создания предмета, как устроен творческий процесс?
Не существует волшебного рецепта! Все начинается с интуитивного образа, представления, которое превращается в мощное желание действовать. У меня всегда полно идей, но выбрать те, которые будут достойны реализации, — не так просто. Я часто ошибался, не потому что выбирал плохие, напротив, поскольку оставлял нереализованными очень хорошие. Сейчас я ослабил свою внутреннюю цензуру и постоянно воплощаю новые идеи... какими бы они ни были!

В дизайне важно быть эмоциональным? Почему?
Зачем нужны эмоции? Конечно, чтобы увлечь зрителя! Я создал несколько предметов мебели с изображением Пиноккио — маленького мальчика, который рассказывает истории. Дизайнер — это Пиноккио, он лжет, чтобы сделать жизнь прекраснее, а мы прощаем его, потому что делать жизнь прекраснее дано не каждому! Прекрасным должен быть и жест, и сама история, иначе это просто пустые декорации.
Ваши работы часто отсылают к мифологии, сюрреалистским сюжетам...
Мифы рассказывают о богах, о природе, о человеке, о его чувствах и его противоречивой природе, его амбициях, поэтому они служат бесконечным источником вдохновения. Мне интересно как современное искусство, так и наследие исчезнувших цивилизаций.
Вы много сотрудничаете с мастерами-ремесленниками?
Без их таланта мы бы ничего не сделали! Диалог между мастером и творцом имеет первостепенное значение. Мы должны заслужить доверие друг друга. Мне нравится видеть, с каким удовольствием они инвестируют свои силы в мои проекты. Я очень предан им, в этом секрет.

Вы также создаете сценографии для мероприятий и выставок. Чем отличается этот опыт?
Работа над музейными сценографиями помогла мне сформировать сильную экспертизу в этой области. Я оформил более 150 проектов и приобрел способность понимать и чувствовать все многообразие форм, которые может принимать прекрасное. Когда мне что-то не нравится, я задаю вопросы, подвергаю сомнению собственную точку зрения, я говорю себе, что, возможно, мне следует приложить больше усилий, чтобы понять произведение. Красота коварна, она прячется в мельчайших деталях, там, где ее не ждешь. Может быть, в будущем мне представится возможность поработать над оперной постановкой.

В мире, перенасыщенном объектами, что может по-настоящему стать объектом желания?
Я часто задаю себе этот вопрос! Зачем создавать еще один светильник? Те, кто думает, что их последняя модель — большой шаг для человечества, просто претенциозны! Творчество для меня очень эгоистично — это мой способ дышать, любить жизнь. Мне нравится находиться в студии, именно здесь я чувствую себя лучше всего, это радость совместного труда, радость от завершенной работы. Я осознаю тщетность вещей, поэтому придаю большее значение пути, который ведет к их созданию.

Что вы думаете о будущем? Какие изменения нас ждут?
Я неисправимый оптимист, но при этом остаюсь реалистом. Несомненно, что искусственный интеллект, как и все новые технологии последних лет, изменит художественное творчество. Художники уже злоупотребляют ими. Как всегда, будет и хорошее, и плохое. Красота примет новые формы, но поиск красоты всегда будет человеческим стремлением.
