Анкета для публикации проекта доступна только в десктопной версии сайта

Дизайнер и художник Лена Соловьева — об экспериментах и печатных практиках в фотографии

25 июня 2025 г.

Post Florum

Лена Соловьева — междисциплинарный художник, архитектор и дизайнер. В последние годы она активно исследует фотографию и аналоговую печать в рамках практикума «Фотооснова. Лаборатория печатных практик для художников», которую уже не первый год организуют «Своды» Дома культуры «ГЭС-2» для профессиональных фотографов и художников. Лена рассказала о том, как проходило обучение, какие печатные техники повлияли на ее художественную практику и какие вызовы в работе ее ждут в ближайшее время.


По теме: Фотограф Алексей Партола — о выставке в галерее Ruarts, иллюзии выбора и архитектуре

Лена Соловьева, междисциплинарный художник, архитектор и дизайнер

«Фотооснова. Лаборатория печатных практик» в «Сводах» Дома культуры «ГЭС-2»

В рамках программы «Фотооснова. Лаборатория печатных практик» мне удалось погрузиться в уникальный опыт обучения, который длился полгода. Я подала заявку с проектом, над которым трудилась в Институте современного искусства Бакштейна, и была приглашена в «Своды». Курс состоял из теоретической части и практических занятий, где мы познакомились с различными печатными методами. Я, прежде всего работающая с цифровой печатью, была удивлена возможностями, которые открывались с аналоговыми техниками: гемолем, каллитипией, гумбихроматной печатью. С нами работали совершенно потрясающие специалисты. Среди них были, например, кураторы и искусствоведы Игорь Волков и Михаил Сидлин, исследователь старинных техник фотопечати Иван Сахаров. Мы узнавали о значении света в фотографии, практиковали разные техники XIX века и выбирали для себя тот метод, мастерскую и мастера, с которыми хочется работать и реализовывать свой проект. Теперь, когда курс завершен, я продолжаю исследовать эти техники, вдохновляясь их историей, и адаптирую для современных материалов. Это тоже своего рода эксперимент, который продолжается уже вне поля «Сводов».



«В пространстве «Сводов» царила атмосфера поддержки и творчества: от общения с другими участниками до доступности высококлассных специалистов и оборудования»

У нас были две выставки в рамках обучения: одна в «Сводах», другая в галерее PENNLAB под названием «Лабораторные часы», где под кураторством Владислава Ефимова мы представили свои лучшие работы. Резиденция «Своды» — это, конечно, отдельный мир, в котором хочется проводить как можно больше времени. Большая удача и везение, что это состоялось в моей жизни. Когда сходится все, начиная от формальной переписки до момента, когда ты попадаешь внутрь пространства, когда тебя встречает команда, которая очень бережно относится к художникам, мастера высокой экспертности, которые предельно внимательно работают с тобой. Отдельно значимо наличие впечатляющих технических возможностей, которые предоставляет резиденция «Сводов».



О проекте «Среда обитания»

Проект также раскрывает тему индустриального пространства стройки — когда изначально пустое, «голое», оно осваивается рабочими инструментами, предметами быта, одеждой. Эти рабочие процессы я в течение многих лет документировала и собирала, а потом на основе этого материала создала проект. Изначально я планировала работать с цифровой печатью, но, когда увидела все технические возможности мастерских, это повлияло на дальнейший ход развития моего проекта. Я приняла решение пойти в мастерскую по аналоговой печати к Андрею Шагину и пересняла весь проект на пленку. Ряд экспериментов привел меня к технике, с которой я продолжаю работать и сейчас. Я создала ряд очень больших работ, используя возможности, которые есть только в «Сводах».



«Создание масштабных работ для меня — это способ погрузить зрителя в те интерьеры или образы, которые я снимаю»

Проект Post Florum

Цветок как основа художественной концепции был выбран мною потому, что для меня этот образ является символом хрупкости жизни и взаимодействия человека с природой в городском пространстве. Процесс созидания, строительства неизбежно сопровождается разрушением — экологии, ландшафта, истории места. От прежнего вида остаются лишь едва заметные фрагменты — память места стирается. Образ сломанного цветка, обугленной розы — свидетельство хрупкости, след, оставленный разрушением. В пространстве ландшафта каждая из работ проекта Post Florum существует как самостоятельная точка напряжения памяти в пространстве. Это присутствие следа как размышление об археологии форм: как выглядит, как ощущается след ландшафта, сокрытого многочисленными процессами созидания. Post Florum предлагает наблюдать за упускаемыми из виду хрупкими вещами и эмоциями вокруг них.


«Участие в PAD Paris — ценный и волнительный опыт для меня. Несмотря на то что я уже представляла свои объекты и предметы из металла, я меньше волновалась, чем за эти новые работы. В них заложено больше чувственности, эмоциональности, уязвимости»


Участие в PAD Paris 2025

Одна из моих работ, которая представляет серию из шести цветов, была представлена на выставке PAD в Париже. Вертикальные работы высотой 2,5 метра на 50 сантиметров из серии PostFlorum подчеркивают хрупкость всего живого — образы обожженного цветка напечатаны на металлизированной бумаге Fuji Color и создают поле для диалога между работой и зрителем, между художником и зрителем для интерпретации работы. Что человек испытывает, когда смотрит на эту работу, какие она эмоции вызывает, какие чувства? Обратная связь была очень близкой к той идее, которую я закладывала первоначально. Концептуальную глубину проекта оценили международные художники и кураторы из Стамбула, Германии, Америки. От них поступало много вопросов технического характера, но в то же время люди хотели обсудить увиденное, свои переживания и наблюдения.



О планах

Недавно мы с одной из резиденток, с которой вместе работали, сделали небольшую выставку в рамках фестиваля художественных практик, который проходил в Москве. Мы сошлись на близком нам подходе и поняли это как раз в мастерских. Курс «Фотооснова» стал важным этапом в моем профессиональном росте. Я вновь подала заявку на участие в резиденции и в июне продолжу работу. Это немножко другой курс. Лаборатория фотопечати, но уже в рамках курса «Друзья», где у меня не будет теоретической части, останется только практика. Программа резиденции подтолкнула меня к изучению новых техник, которые уже стали значимой частью моей работы, и я с нетерпением жду возможности реализовать свои новые идеи. Я называю себя междисциплинарной художницей. Фотография — один из интересных для меня медиумов, и пока что я планирую продолжать с ним работать. Свои проекты я продолжаю развивать и в рамках 12-го сезона Открытых студий «Винзавода» — это единая канва, охватывающая всю мою жизнь.

Предметный дизайн также невозможно исключить из моей жизни. Я размышляю над предметами, которые собираюсь реализовать после завершения резиденции к сентябрю. Поскольку все эти опыты оставляют след и помогают переосмыслить многие вещи, они позволяют мне через эксперименты с материалами, в том числе с металлом, создать новое движение в дизайне предметов. Этот год стал открытием для меня, и многие новые техники и эксперименты, которые я осваиваю, будут продолжены в будущем и станут неотъемлемой частью моего художественного пути.

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит