Анкета для публикации проекта доступна только в десктопной версии сайта

Фотограф Алексей Партола — о выставке в галерее Ruarts, иллюзии выбора и архитектуре

27 мая 2025 г.

В галерее Ruarts до 8 июня проходит первая персональная выставка молодого фотохудожника Алексея Партола — PRTL. Название проекта отсылает к нику фотографа и означает портал, символизирующий многослойность и иллюзорность мира.


По теме: Скульптор Константин фон Рибен — о выставке Fuzzy sets

Фотограф встретился с редакцией INTERIOR+DESIGN, провел экскурсию по выставке и рассказал, как локации сами его находят, какую работу на экспозиции он считает главной, а также о том, что вдохновляет его продолжать серию, начатую еще в 2012 году.

«В работах отсутствует цвет, но это не значит, что фотографии выполнены в чб. Это создает эффект погружения в тишину»

Как появилась серия

В разных совместных проектах я выступал как куратор или как художник, участвовал в групповых выставках, а это моя персональная экспозиция. Даже для меня самого это интересный опыт — погрузиться с головой в свое творчество. Серия появилась в результате моего многолетнего исследования и экспериментов с архитектурой и уличным искусством. Первый снимок я сделал в 2012 году, тогда же родилась первая серия «Призраки», когда я снимал граффити на поездах. С тех пор я стал искать не только искусство, но и саму архитектуру, взаимодействуя с ней, и столкнулся с огромным тоннелем-порталом, который стал отправной точкой для меня. Есть много мест по всему миру, которые я мечтаю посетить, и нередко они «зовут» меня сами: я просто знаю, что мне нужно приехать в этот город, повернуть за угол, и, возможно, там меня ждет новый портал.

«Здесь можно вообще долго гулять. В этом пространстве будто нет времени»

Идея выставки PRTL

Концепция PRTL — приглашение зрителей в путешествие, которое не столько про физическое перемещение, сколько про внутренние переживания. На этой выставке мы все время находимся на развилке. Обратно вернуться уже не получится. Иллюзорность пути — очень важный момент. Впереди всегда будет смена перспективного кадра, но ты никогда его не достигнешь. На выставке присутствует два типа изображений. Есть приглашение куда-то вперед, в неизведанное. И некая текстура, которая сопровождает нас все это время. Плюс это все так или иначе про человеческие миры и индивидуальное путешествие каждого из нас сквозь многослойную реальность к самому себе.

Часто люди, когда смотрят на мои фотографии, говорят: «Стоп, это фотография?». Для меня это звучит как комплимент, потому что на самом деле я ничего с ними не делаю. Это действительно просто фотография. Средний формат, пленка. И тут скорее вопрос выбора ракурса и инструмента, потому что я снимаю на разные камеры и работаю как с аналоговой, так и цифровой фотографией. За это очень люблю этот медиум.

Также на выставке представлены две скульптуры, сделанные с негатива, поэтому и называются «Негатив номер один» и «Негатив номер два». Они символизируют обратную перспективу и придают особый смысл всему пространству. Мы долго с Катрин (Катрин Борисов, арт-директор галереи и фонда Ruarts. — Прим. ред.) отбирали работы для выставки, нам хотелось сохранить минимализм в экспозиции. Было очень трудно выбрать, поэтому на видео я уже оторвался как мог (смеется).

И вот тоже работа очень важная. Она стала для меня основополагающей на выставке. В заброшенном коллекторе в Гонконге я наткнулся на надпись You are in the matrix. Но был очень важный для меня момент после. На фото присутствует еще надпись Wake up, которую я увидел уже после того, как снял кадр.

Архитектура, свет и звук

Меня вдохновляет архитектура галереи. Мы по-настоящему единомышленники, у нас схожий эстетический вкус. Я сотрудничаю с галереей и как графический дизайнер. Важным элементом этого пространства является лестница. Когда я создаю работу на улице, я стараюсь взаимодействовать с уже существующей архитектурой. В данном случае я сделал так, чтобы лестница тоже «работала». Мы запустили по ней единственный — приглашающий пройти наверх — луч света. Галерейный свет тут вообще один из главных героев. Я уже упоминал момент, который хотел бы подчеркнуть: каждый раз, когда мы стоим на развилке, нам нужно делать выбор, но, по сути, его нет. Мы просто движемся по жизни. Я пытаюсь передать это в своих работах, используя архитектуру галереи как важный элемент. Кроме того, особую атмосферу выставки создает звук. Саунд-дизайн создан специально для проекта моими друзьями. Они очень чутко меня услышали. Это создает дополнительный эффект погружения в пространство, в котором можно забыть о времени.



Вдохновение

Что касается вдохновения, оно приходит из разных источников. Сквозная идея выставки в том, что действительно есть параллельный метафизический мир, и в момент совершения кадра абсолютно неважно, где этот кадр создан. И, конечно, здесь присутствуют все темы из литературы и кино, на которых я вырос, от Льюиса Кэрролла до Гибсона и Гарри Гаррисона, «Матрицы», «Сайлент Хилла» и прочих произведений, которые рассказывают про некий параллельный мир. Меня достаточно сильно вдохновляет эта история. Есть маленький рассказ Франца Кафки «Железнодорожные пассажиры». Он очень точно отображает, про что я как автор.



«Из каждой безвыходной ситуации есть как минимум два выхода»

«Если поглядеть на нас просто, по-житейски, мы находимся в положении пассажиров, попавших в крушение в длинном железнодорожном туннеле, и притом в таком месте, где уже не видно света начала, а свет конца настолько слаб, что взгляд то и дело ищет его и снова теряет, и даже в существовании начала и конца нельзя быть уверенным»

Из рассказа Франца Кафки «Железнодорожные пассажиры»

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит