Анкета для публикации проекта доступна только в десктопной версии сайта

Фестиваль Intervals: Андрей Тубольцев и студия Nonotak — о медиаискусстве

29 апреля 2025 г.

В конце апреля 2025 года в Нижнем Новгороде состоялся международный фестиваль медиаискусства Intervals, в котором приняли участие 20 художников из 9 стран. Редакция INTERIOR+DESIGN поговорила с сооснователем проекта Андреем Тубольцевым и хедлайнерами сезона, творческим дуэтом Nonotak, о принципах работы с пространством, подходах к созданию инсталляций и роли зрителя.


По теме: Проект «Тень»: художник Михаил Добровольский — об исследовании Дома Наркомфина

Андрей Тубольцев, сооснователь и генеральный директор dreamlaser, генеральный продюсер фестиваля Intervals и сооснователь мультимедиаарт-пространства ЦЕХ *

Расскажите о том, как планировался фестиваль Intervals 2025?

Мы решили сделать масштабное приключение — программа включала более 15 локаций. С точки зрения карты фестиваля мы стараемся из года в год искать и создавать новое, и в этот раз работали с промышленным районом, в котором находится судостроительный завод «Красное Сормово». Нам удалось собрать много зарубежных художников, которые представляют девять стран, включая Испанию, Японию, Тайвань, Германию, Великобританию, Францию, Венгрию — эти авторы откликнулись на нашу идею и приехали в Нижний Новгород лично.

В этом году мы провели опен-колл — нам прислали мощные и качественные работы, а в составе жюри были архитекторы, художники, медиаартисты. Некоторые работы мы выбрали и отложили для реализации в следующем году, так как они вызвали большой интерес, но требуют отдельного внимания со стороны продакшна. Кроме того, очень масштабно представлена музыкальная программа с концертами, а также мы уделили большое внимание перформансам — они прохшли в одном из промышленных цехов.

Как изменилась индустрия медиаарта с момента появления фестиваля?

Когда мы только начинали, все проходило в формате вечеринки с небольшим количеством инсталляций в городском пространстве, а сам проект делался полностью за наш счет. Со временем Intervals объединил сообщество медиаарта, собралось сильное комьюнити, которое стимулирует всех в нем развиваться и двигаться дальше. А результатом стало появление большого количества медиахудожников, которые за короткое время выросли на наших глазах и уже делают проекты мирового уровня, — это главная заслуга.

Из чего складываются принципы работы с пространством?

Мы стараемся разделять локации по типологии. Должны быть понятные места в центре города, исторические локации и их переосмысление, наша домашняя площадка ЦЕХ*, она всегда задействована, а также мы выискиваем что-то интересное — это места, которые никогда не использовались для инсталляций и их можно открыть заново для публики. Сейчас закрыли в городе один из рынков, и нам бы хотелось зайти туда с проектом. Создание аудиовизуальных инсталляций — это технически очень сложный процесс. В связи с достаточно большим списком условий выбор у нас все равно ограниченный.

А есть ли проект, который впечатлил больше всего?

На самом деле я каждый год испытываю восхищение, потому что постоянно возникают новые решения. В 2022 году у нас была инсталляция, в которой мы серьезно переосмыслили использование светодиодного экрана — он светил не на зрителя, а вовнутрь с отражением от зеркального шара, этот проект назывался Sphere3, и работала над ним команда radugadesign. А в 2023 году студия SETUP разработала инсталляцию с кольцами, которая выглядела как туннель, — сделать это было сложно с точки зрения сборки, никто из нас не знал, что получится в итоге, потому что начинали мы с идеи и рендеров, а монтаж подобных инсталляций — это всегда отдельное изобретение. И, конечно, я люблю все проекты нашей компании dreamlaser — мы хотим показать, что такое медиаискусство, его возможности и как через него можно переосмыслить привычное и найти нестандартную оптику.

Ноэми Шипфер

Визуальный художник, сооснователь дуэта Nonotak

Международный проект Nonotak — это дуэт визуальной художницы Ноэми Шипфер (Франция) и архитектора-музыканта Таками Накамото (Япония). Выставка Light Isolation от Nonotak проходила в 2025 году в нижегородском пространстве ЦЕХ*, а другой проект дуэта — Night Expansion — открыт для зрителей до 11 мая в петербургском пространстве «Цистерна х Т-Банк» на территории Завода им. Степана Разина. Организатор выставок и технический партнер — компания dreamlaser, куратор выставок — креативный продюсер dreamlaser Анна Гагарина.

Таками Накамото и Ноэми Шипфер, студия Nonotak

Как состоялся ваш проект с компанией dreamlaser, организатором фестиваля Intervals?

Мы работаем с dreamlaser во второй раз, впервые сотрудничали в 2021 году также на фестивале Intervals. Это профессиональная команда с огромными техническими возможностями, которые дают художникам свободу в реализации художественных замыслов. Кроме того, пространство ЦЕХ * в Нижнем Новгороде тоже стало источником вдохновения, нам очень понравилось работать с полностью черным помещением и большой площадью.

Какие ценности и подходы объединяют дуэт Nonotak, что для вас важно в равной степени и где вы можете не совпадать?

Мой партнер Таками Накамото обладает опытом в области архитектуры и музыки, а я — в визуальном искусстве. Главная идея нашего сотрудничества заключается в создании арт-объектов, которые объединяют пространство, звук и визуальные элементы. Именно благодаря этому мы пришли к жанру инсталляций. Также нас объединяет схожее восприятие эстетики, которое во многом сформировалось под влиянием наших японских корней. Для нас особенно ценно находить сложность в простоте, поэтому, разрабатывая инсталляции, мы всегда стараемся придерживаться принципа лаконичности. При этом свет стал для нас ключевым инструментом, так как его нематериальная природа и способность преобразовывать окружающую среду позволяют создавать уникальные художественные эффекты. Таким образом, суть наших работ заключается в том, чтобы вдохнуть душу в свет, раскрывая его потенциал в различных пространственных контекстах и устанавливая его связь со звуком.

Вокруг какой идеи строятся ваши проекты, которые вы показываете в России?

Light Isolation и Night Expansion — это два сольных выставочных проекта. Мы хотели создать для каждого из этих пространств сочетание инсталляций, которые раскрывают свет с разных сторон. Мы считаем, что свет обладает огромной силой передавать эмоции и играет с восприятием, его можно использовать множеством различных способов: как прямой источник, как отраженный или преломленный свет, как проекцию, тени, объемные формы и многое другое. Наша цель заключалась в том, чтобы инсталляции были совершенно разными, но при этом сохраняли общую эстетику. Звук также играет важную роль в восприятии этих работ. Мы создаем проекты как путешествие, где зритель может испытать широкий спектр эмоций — от спокойных, атмосферных моментов до более динамичных и контрастных.

Что должен почувствовать зритель в пространстве вашей инсталляции?

У нас нет твердого послания к зрителям — скорее наши инсталляции стоит рассматривать как опыт. Мы оставляем полную свободу в интерпретации наших работ, и нам интересно узнавать, как люди реагируют на них.

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит