Анкета для публикации проекта доступна только в десктопной версии сайта

Центр «Зотов» и Музей AZ: выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»

29 августа 2025 г.

Иван Чуйков. Окно IV. 1974. Государственная Третьяковская галерея, Москва. И.Чуйков / BildKunst/ предоставлено УПРАВИС, 2025

Центр «Зотов» и Музей AZ представляют масштабный выставочный проект «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я». Экспозиция, курируемая Анной Замрий и Ириной Горловой, исследует феномен культового парижского издания, которое в 1979-1986 годах стало главным мостом между советским художественным андеграундом и западным миром, а также ключевой площадкой для открытия наследия русского авангарда 1910-1920-х годов. Архитектурное решение, разработанное Александром Бродским и Наташей Кузьминой, превратит зал в белоснежный «журнальный» куб, внутри которого развернется диалог более чем 350 работ классиков авангарда и нонконформистов — от Малевича и Филонова до Булатова и Кабакова.


По теме: «Русское невероятное»: переосмысление конструктивизма в Центре «Зотов»

Игорь Шелковский стоит у своих работ и произведений Сергея Шаблавина. Вид экспозиции в мастерской Леонида Сокова (Большой Сухаревский пер., д. 7) в рамках «Весенних квартирных выставок». Фотография Валентина Серова. Май 1976

Выставка актуальна именно сегодня, поскольку обращается к моменту исторического преодоления разрыва в культурной памяти. Журнал «А-Я», издававшийся Игорем Шелковским и Александром Сидоровым, не просто знакомил мир с запрещенными в СССР художниками. Он целенаправленно выстраивал диалог между современными авторами и их предшественниками из начала века, помогая первым определить свое место в «истории искусства, выстроенной по магистральной линии движения авангарда». В то время как советские издания лишь робко начинали писать о забытых гениях, «А-Я» уже публиковал тексты Малевича, Филонова, Матюшина и Шаламова, становясь уникальным «бумажным музеем».

Федор Семенов-Амурский. Без названия. 1973. Рама выполнена Игорем Шелковским. Архив Федора Семенова-Амурского. Временное хранение Музея AZ, Москва

Экспозиция построена как материализовавшаяся версия журнала. Посетителям предложат пройти сквозь его номера, увидев подлинные произведения и архивные документы. Внутри центрального куба разместится экскурс по разделу «Наследие», где будут раскрыты ключевые темы через восемь специальных разделов: «Комплекс Малевича», «Филоновская мифологема», «Случайная встреча» и другие. За пределами куба гости смогут глубже погрузиться в историю создания «А-Я», его влияние на мировую арт-сцену и причины прекращения выпуска.

Сергей Шаблавин. «Дюны. Тропинка». 1976. Музей AZ

В экспозиции приняли участие почти 40 музеев и частных собраний, в том числе Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Московский музей современного искусства, Музей AZ, Архив Музея «Гараж»‎, МИРА Коллекция, Stella Art Foundation, Alina Pinsky Gallery, Коллекция Антона Козлова, Коллекция Игоря Маркина и другие собрания. К выставке будет издан каталог «Разговоры на бумаге: о наследии русского авангарда и неофициальном искусстве 1970-1980-х в журнале «А-Я», призванный не только зафиксировать выставочный проект, но прежде всего — обнародовать исследовательскую работу, проведенную кураторской группой при подготовке выставки, и расширить пространство темы за счет привлечения современных исследователей, а также непосредственных участников художественной сцены 1970-1980-х.

Виктор Пивоваров. «Тело московского неофициального искусства 60-70-х г». 1998. Музей AZ

В рамках параллельной программы к выставке пройдут образовательные лекции, посвященные истории исследования первого авангарда и художников-нонконформистов. Для посетителей запланированы лаборатории и практические курсы по самиздату, живописи и созданию комиксов. По традиции к выставке подготовлена музыкальная программа, в этот раз за специальный концерт к проекту отвечает Студия новой музыки.

Игорь Шелковский. «Профили». 1982. Из коллекции Игоря Маркина, Москва

С. И. Дымшиц-Толстая. Обложка сборника «Интернационал искусства». Эскиз. 1919. Российский государственный архив литературы и искусства

Борис Орлов. «Следы первой любви. Джаспер Джонс. Казимир Малевич». 1995. Из серии «Татуировки»

Игорь Шелковский. «Двое за столом». 2002. Alina Pinsky Gallery, Москва

Борис Орлов. «Групповой портрет с лентами». 1987. Фонд «Прометей», Москва

Андрей Абрамов. Без названия. 1978. Коллекция Антона Козлова, Москва
Андрей Абрамов. Без названия. 1978. Коллекция Антона Козлова, Москва

Ольга Розанова. Эскиз обложки для книги Алексея Крученых и Алягрова (Романа Якобсона) «Заумная гнига». 1915. Государственный музей В.В. Маяковского

Римма Герловина. «Выход в иное пространство». 1974. Коллекция Антона Козлова, Москва

Михаил Матюшин, Мария Эндер. Таблица VI. «Изменение цветового пятна и цветового фона во времени, при закрытом глазе». 1930-е. Государственный музей истории Санкт-Петербурга

Казимир Малевич. «Супрематизм. 34 рисунка». Витебск, Уновис. 1920. Российский государственный архив литературы и искусства

Игорь Шелковский. «Облака над городом». 1977. Alina Pinsky Gallery.

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит