Анкета для публикации проекта доступна только в десктопной версии сайта

Выставка «Русские дикие» в Музее русского импрессионизма: фовизм и авангард

27 июня 2025 г.

Владимир Баранов-Россине. «Апокалипсис. Этюд № 3». 1912. Собрание Валерия Дудакова, Москва

Выставка «Русские дикие» — это совместный проект Музея русского импрессионизма и Пушкинского музея, название которого отсылает к статье Давида Бурлюка для альманаха «Синий всадник». В центре внимания — произведения французских фовистов Анри Матисса, Отона Фриеза, Альбера Марке и бунтарей-экспериментаторов, с помощью цвета менявших облик отечественного искусства 1900–1910-х годов: Ильи Машкова, Наталии Гончаровой, Ольги Розановой и других. Выставка входит в программу Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес».


По теме: «Изображая воздух»: пять неочевидных авторов на выставке в Музее русского импрессионизма

Александр Русаков. «Лошади на водопое». 1923–1925. Собрание Романа Бабичева, Москва

«Дикими» (от фр. fauves) критик Луи Воксель назвал участников парижского Осеннего салона 1905 года, бросивших вызов классической традиции и шокировавших публику грубыми формами и дерзкими красками, которые «буквально взрывались светом». Фовизм — исключительно французское явление — поставил на первое место субъективный взгляд художника, способный преобразить реальность. Отчасти интуитивно, отчасти намеренно творческие поиски русских авангардистов совпали с идеями европейских живописцев, чьи работы они видели в путешествиях, на выставках и в салонах, а также в легендарных коллекциях Сергея Щукина и Ивана Морозова.

Сергей Лобанов. «Белый флигель». 1914. Вятский художественный музей им. В. М. и А. М. Васнецовых, Киров

Кураторы выставки — Илья Доронченков из ГМИИ им. А. С. Пушкина, Юлия Петрова и Вера Рябинина из Музея русского импрессионизма — собрали самые «дикие» эксперименты с палитрой, формой и живописной плоскостью, которые демонстрируют, как по-разному символисты, сезаннисты и неопримитивисты в России трактовали идеи европейского авангарда: находки французских фовистов и немецких экспрессионистов групп «Мост» и «Синий всадник».

Анри Манген. «Купальщица». 1906. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина
Алексей Кокель. «Обнаженная мужская модель со спины». 1906-1907. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары

Эпиграфом к экспозиции стала работа граффити-художника Жана-Мишеля Баскии из собрания Государственного Русского музея. Единственный в России холст американского неоэкспрессиониста 1980-х, созданный совместно с Энди Уорхолом, поможет современному посетителю пережить то же потрясение, которое испытала публика Осеннего салона больше 100 лет назад.

Николай Григорьев. «Мост». 1918. Вятский художественный музей им. В. М. и А. М. Васнецовых, Киров

Французская критика 1900-х предлагала поместить «диких» в клетку — летом этот образ материализовался в центре музейного зала. В «Клетке для диких» оказались работы Луи Вальта и Анри Ле Фоконье, а также «Просушка парусов» Андре Дерена, участвовавшая в Осеннем салоне 1905 года, и «Испанка» Анри Матисса, которая впервые после гастролей в Париже и Санкт-Петербурге покинет постоянную экспозицию ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Аристарх Лентулов. «Натурщик на пляже». Ялта. 1909. Частное собрание, Москва

Николай Синезубов. «У зеркала». 1920. Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых, Киров

Далее разделы экспозиции посвящены русскому искусству: это «Дикий импрессионизм», «Дикий символизм», «Примитивизм». Посетители увидят, как интерес к цвету захватил символистов Павла Кузнецова и Мартироса Сарьяна и называвших себя импрессионистами Давида Бурлюка и Николая Кульбина. Особое внимание уделено участникам выставки «Бубновый валет» — неопримитивистам Михаилу Ларионову и Наталии Гончаровой и сезаннистам Илье Машкову и Петру Кончаловскому, которые черпали вдохновение в иконописи и народном искусстве, а также обращались к традициям Востока. Отдельный раздел — «Парижачьи» — объединяет работы Марка Шагала, Николая Тархова, Натана Альтмана, знакомившихся с новой живописью в непосредственной близости к фовистам, в столице Франции.

Зоя Матвеева-Мостова. «Кавказ. Базар». 1912. Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева

На выставке представлено 113 работ из 51 частного и музейного собрания со всей России, в том числе из Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Дальневосточного художественного музея, Вятского художественного музея имени В.М. и А. М. Васнецовых, Нижегородского государственного художественного музея, Серпуховского историко-художественного музея, Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль». Среди представленных авторов как известные имена, так и малознакомые широкой публике Иосиф Школьник, Зоя Матвеева-Мостова, Борис Царнах, Илларион Скуйе и другие.

Давид Штеренберг. «Натюрморт». Конец 1900 — начало 1910-х. Частное собрание, Москва

Пьер Поль Жирьё. «Пионы». 1906. Государственный Эрмитаж

Незрячие и слабовидящие посетители смогут познакомиться с экспозицией как самостоятельно, так и на бесплатных экскурсиях с тифлокомментированием. Более детальное представление о четырех картинах позволяют составить тактильные станции, созданные совместно с партнером инклюзивной программы Благотворительным фондом «Искусство, наука и спорт» в рамках программы поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд». Тактильные станции дополнены звуковым сопровождением. Аудиокомпозиции, записанные вместе с незрячими и слабовидящими людьми, рассказывают о том, как человек с особенностями зрения воспринимает цвет. Составить впечатления о произведениях также помогают ароматы по мотивам картин от ольфакторной художницы Анны Кабировой. По окончании выставки станции станут доступны посетителям музеев Ростова, Екатеринбурга, Владивостока и Хабаровска.

Петр Кончаловский. «Натюрморт с гранатами». 1908. Государственный музей-заповедник Ростовский кремль

На 3-м этаже музея развернулся спецпроект Matisse Remix — воображаемая мастерская лидера фовистов, в которой разговор о «диких» начала ХХ столетия ведут современные художники. Стены пространства украшают переходящие в витраж росписи и картины-гобелены Кирилла Манчунского. Колористические эксперименты фовистов на большеформатных полотнах продолжает Игорь Скалецкий. А серия холстов Варвары Выборовой приглашает в ателье художницы. В экспозиции также можно увидеть вазы, изготовленные специально для проекта Катей Бочавар и Кириллом Манчунским на мануфактуре «Дымов керамика». В окружении работ современных художников, наполненных отсылками к произведениям Анри Матисса, посетители смогут собрать собственный коллаж из цветных вырезок-арабесок.

Давид Бурлюк. «Полдень на Днепре». 1910. Серпуховский историко-художественный музей
Петр Кончаловский. «Наташа на стуле (портрет дочери художника)». 1910. Собрание Екатерины и Владимира Семенихиных, Москва

На «Дышащем полотне» в холле музея посетителей встречает проект «Дикие танцы» — цифровые работы, созданные специально к выставке «Русские дикие» современными художниками Львом Бахаревым, Кириллом Рейвом (VS Gallery), Славой Славой (Spelllens) и тандемом Лили Ковалевской и Розы Халиковой. Молодые авторы предложили свою интерпретацию наследия Анри Матисса и других фовистов и с помощью технологий продолжили их эксперименты с цветом и формой. Проект реализован совместно с SAS Metagallery при меценатской поддержке Натальи Басмановой.

До 28 сентября 2025

Анри Ле Фоконье. «Маленькая школьница». 1907. Государственный Эрмитаж

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит