
В Доме Наркомфина открылась выставка Аси Заславской «План П», которая стала заключительной в серии «Несущие конструкцию». В новом проекте Ася Заславская обращается к теоретическим и практическим поискам Моисея Гинзбурга, архитектора Дома Наркомфина, резюмированным в книге «Жилище: опыт пятилетней работы над проблемой жилища». Экспозиция получилась ностальгической и образной, сочетающей преемственность и современные художественные практики.
По теме: Проект «Тень»: художник Михаил Добровольский — об исследовании Дома Наркомфина

В проекте «План П» художница Ася Заславская обращается к образу привратника Дома Наркомфина — в здании есть пограничное пространство, которое, согласно истории, занимал комендант. О нем ничего не известно, а то самое место, которое за ним значилось, в сегодняшнее время стало пространством художественного переосмысления. Разные художники по-своему соприкасались с пространством этой ячейки П (так она обозначена архитектором Моисеем Гинзбуром), но Ася Заславская вступила в диалог с памятью места напрямую.

Ася Заславская создала инсталляцию, намекающую на вымышленный интерьер: спальня, кабинет, гостиная обозначены линиями из стали, которые позволяют зрителю представить, каким могло бы быть это пространство в прошлом, практически отдавая работам ту же площадь, которую могла бы занимать и реальная мебель. А на антресоли четвертого этажа коммунального блока расположен макет кухонного элемента, сконструированный по чертежам, опубликованным в первом номере журнала «Современная архитектура» за 1929 год.


Все проекты из серии «Несущие конструкцию» обращались к локальному контексту Дома Наркомфина и предлагали художественное восприятие пространства. Например, в инсталляции «Переход цвета» художница Катя Рыблова исследовала феномен синестезии и влияния цвета на внутренний мир человека, а в качестве основного материала она использовала окна и цветную пленку на них. Художник Михаил Добровольский для своего проекта «Тень» обращался к истории создания Дома Наркомфина и переносил результаты своих наблюдений за его жизнью на пятиметровое графическое полотно — от руки и с помощью печатных техник.

В проекте Аси Заславской важны детали — одеяло, вписанное в интерьер вместе с кроватью, напоминает облако, а подушка выполнена таким образом, чтобы намекнуть на небольшие складки, как будто оставшиеся от призрачного жильца в призрачном пространстве. По словам художницы, ее практика «направлена на создание, выявление и материальную фиксацию отношений между прошлым, настоящим и будущим. Искания человека, вопросы религии, локальные социокультурные нарративы создают одновременно экзистенциальные и ироничные объекты. Во многих своих работах я изучаю проявления памяти в настоящем. Настоящее в этих работах транслируется через зеркало, занимая таким образом центральное место как формально, так и семантически. Поиск связей между прошлым и настоящим становится поводом для размышлений о будущем».
Публичная программа проекта включает в себя медиации, мастер-классы и встречи с художницей. Экспозицию «План П» можно посетить только в составе группы.
