Современная архитектура музеев: 6 проектов 2017 года

Сегодня музеи не только привлекают посетителей ценными собраниями, но и сами становятся «экспонатами» за счет эффектной архитектуры.

Музей Библии В ноябре 2017 года в самом центре американской столицы откроется музей Библии. Автором проекта дома для самого крупного в мире частного собрания библейских артефактов (их почти 44 000) выступает бюро SmithGroupJJR и его архитектор Дэвид Гринбаум (David Greenbaum). Под новый музей реконструировали старый холодильный склад, построенный в начале 1920-х годов. Массивное кирпичное здание, почти полностью лишенное окон, оказалось удачным выбором для демонстрации и хранения хрупких экспонатов, которым солнечный свет противопоказан.

Лувр Абу-Даби Музей, построенный по проекту Жана Нувеля (Jean Nouvel), планировали открыть еще в 2012 году, но сроки неоднократно переносились. В итоге свои двери он откроет 11 ноября 2017 года — спустя 10 лет после начала работы над проектом. Лувр Абу-Даби представляет собой «район», состоящий из блоков и галерей, объединенных ажурной крышей. Помимо 700 объектов из музеев ОАЭ здесь будут выставляться 300 произведений искусства, предоставленных 13 музеями Франции в десятилетнюю аренду.

Zeitz Museum of Contemporary Art Africa (MOCAA) Музей современного африканского искусства откроется в 20-х числах сентября на набережной Виктории и Альфреда в Кейптауне. Студии Томаса Хизервика (Thomas Heatherwick) удалось практически невозможное: портовый зерновой элеватор, построенный еще в 1921 году, превратился в неожиданно эффектное здание со сложным, космическим атриумом, современными выставочными пространствами и роскошным отелем. Недостатки умело превратили в достоинства — например, эллипсовидный атриум буквально вырезан в центральной части здания, а вертикальные бетонные трубы элеватора стали настоящим украшением внутреннего пространства.

Exhibition Road Quarter Лондонский музей Виктории и Альберта намерен в ближайшие 15 лет реконструировать почти две трети своих площадей. Первым шагом в реализации этих планов стал проект Аманды Ливит (Amanda Levete). Ее студия AL_A превратила скрытый от посторонних глаз технический внутренний двор в общественное пространство с подземным выставочным залом. Чтобы открыть новые пространства и фасады музея городу, демонтировали историческую колоннаду 1909 года, которую потом собрали заново в более облегченном виде. Двор выложили 11 000 сделанных вручную керамических плиток. Здесь планируется выставлять крупные скульптурные объекты и сюда же выходит кафе. С 30 июня новая часть музейного комплекса, так называемый Exhibition Road Quarter, открыта для публики.

Центр изучения истории и культуры Палестины Бюро Ройзен Хенеган (Roisin Heneghan) и Ши Фу Пэна (Shi-Fu Peng) завершило работу над первой очередью Палестинского музея. Новая институция расположена в 25 км к северу от Иерусалима, на территории кампуса Бирзейтского университета. Она задумана как основной центр изучения истории и культуры Палестины. Двухуровневое здание площадью 3500 кв. м расположено на самой вершине холма и вписано в ландшафт. Резкие, угловатые формы постройки повторяют каменные террасы, спускающиеся вниз по западному склону. Ландшафтный парк, растения в котором подчеркивают садоводческие и торговые традиции региона, раскинулся на целых 4 га.

Центр наскальной живописи Lascaux IV Международный Центр наскальной живописи, построенный по проекту норвежского бюро Snøhetta, открылся в Монтиньяке, на юго-западе Франции. О его создании было объявлено в 2010 году, в 70-ю годовщину открытия пещеры Ласко, которую называют «Сикстинской капеллой наскальной живописи» благодаря невероятному количеству изображений эпохи палеолита в прекрасной сохранности. Около 20 лет здесь был открыт музей, но поток туристов плохо сказался на микроклимате пещеры, живопись стала разрушаться и в 1963 году музей закрыли для посещения. Оригинальные рисунки воссоздали в копии пещеры, «Ласко II». А потом построили и новое здание, спроектированное как органичное продолжение холмистого рельефа. Основной материал — бетон, который напоминает о минералах, камнях и пещерах.

Центр Lascaux IV дает возможность познакомится с памятником наскальной живописи эпохи палеолита.