Широ Курамата: дизайн — это желание

Широ Курамата: дизайн — это желание

Широ Курамата (1934-1991) — один из немногих дизайнеров XX века, вместе с Карло Моллино, Эйлин Грей и Жаном Пруве, чья мебель востребована коллекционерами по всему миру. С конца 1990-х самые раритетные предметы Кураматы стоят пяти-шестизначные суммы. По просьбе interior.ru о «хедлайнере» аукционов Широ Курамате рассказывает галерист Алина Пинская.

По теме: Денис Милованов и русская живопись

«Мастер из страны «ускользающей красоты» Широ Курамата, чье творчество во всех смыслах очень «японское» — один из самых влиятельных дизайнеров ХХ века. Его вещи рафинированно ироничны, многозначны, минималистичны и в то же время сложны.

Вертикальный комод Pyramid. 1968. Выпускает Cappellini.

Протеже Иссэй Мияке, друг Этторе Соттсасса и Джона Поусона (которому именно эта дружба помогла стать архитектором), участник миланской группы «Мемфис», Курамата принадлежит к поколению таких талантов как Тадао Андо, Акира Куросава, Арата Исодзаки, Рей Кавакубо, Такада Кендзо, Ёдзи Ямамото. Все они родились незадолго до начала второй мировой войны и выросли под властью авторитарной диктатуры, которая требовала послушания и соответствия. Их поколение стало первым, которое получило возможность свободно высказываться.

Бар в Киото. 1988.
Йошихару Курамата Йошихиро Кийоши родился в 1934 году в Токио. В начале 1950-х годов учился в токийском Политехническом институте на отделении деревообработки, работал на мебельном производстве, позже окончил Школу дизайна Кувасавы по специальности дизайн интерьера. Становление Кураматы как профессионала совпало с индустриальной революцией в Японии, когда традиционный японский уклад стал уступать место западному модернизму. Курамата начинал с оформления витрин, а в 1965 году уже открыл свое токийское дизайн-бюро. Интерьер, декор и мебель привлекали его больше, чем архитектура. Курамата придумывал предметы и разрабатывал дизайн для бутиков Иссэй Мияке в Париже, Нью-Йорке и Токио, создал интерьеры более 300 баров и ресторанов, большая часть которых, к сожалению, уже не существует.
Drawer in an Irregular Form, 1977.

Он стал известен в 1970-е, благодаря «волнообразным» высоким комодам. Drawer in an Irregular Form (1977). Системы хранения и ящики — типичный атрибут японской культуры интерьера, в котором нет ничего лишнего, а небольшое пространство используется максимально рационально.

Drawer in an Irregular Form, 1977.


Европейской публике Курамату открыл лондонский дилер и дизайнер Зеев Арам: в 1981-м году в своем шоу-руме он выставил 19 работ интересного японца. В этот период Курамата создает кресла из металлической сетки и акрила — сенсационные образцы постмодернистского дизайна. В конце 1980-х друг и личность соразмерного масштаба Этторе Соттсасс приглашает Курамату поработать для группы «Мемфис» — объединения «радикального дизайна», куда, кстати, помимо известных европейских дизайнеров входили и другие японцы. Самые узнаваемые работы Кураматы того периода — бетонные объекты с вставками из цветного стекла, а также странный, похожий на стул, письменный стол Ritz. В 1988 году Курамата перебирается в Париж, где открывает свой офис на рю Руаяль. В 1990 году, за год до смерти Курамата удостаивается французского Ордена искусств и изящной словесности.

Стол Kyoto. Memphis. 1980-е. Терраццо.

Победа над гравитацией, «дематериализация» объекта — один из главных смыслов творческих поисков Кураматы. Таков и выбор материалов: стекло, металлическая сетка, прозрачный акрил. В каждой вещи — тема пустоты, столь важная в японской культуре. 

Glass Chair, 1976.

Glass Chair (1976) из чистого стекла был оммажем группе De Stijl и Питу Мондриану. Проза функциональности при нематериальности облика — стул полностью прозрачен, его части скреплены невидимым клеем.

По теме: Стеклянный градиент: кресло Германа Эрмича (Germans Ermičs)

Кресло How High The Moon. 1986. Переиздает кресло сегодня компания Vitra.

Один из самых узнаваемых образцов творчества Кураматы — кресло How High The Moon (1986). Название «Как высока Луна» возникло из песни Дюка Эллингтона. Лунный свет, мерцание, недосягаемость. Из металла, материала ординарного и тяжелого, Курамата создает невесомое полотно  — кресло-скульптура левитирует в пространстве.

Еще одна знаменитая вещь из металлической сетки — кресло Sing Sing Sing (1985). Здесь название может иметь двоякий смысл: песня того же Эллингтона или тюрьма Синг-Синг, где впервые применили электрический стул: сама многозначность и ирония постмодернизма. 

Стол для ресторана Tachibana в Токио. 1991. Уникат. Продан на аукционе Phillips за 80 500 долл.

Последняя аукционная продажа Miss Blanche состоялась в мае 2017 на аукционе Philips, с результатом в 206 тысяч евро.

Позже акрил занял место самого любимого и часто используемого материала Кураматы. Культовым стало кресло Miss Blanche (1988), названное в честь Бланш Дюбуа, героини пьесы Теннесси Уильямса «Трамвай Желание». Считается, что автор «подсмотрел» флоральный мотив на корсаже Вивьен Ли в экранизации пьесы. Нежные и хрупкие цветы, красота, замершая в безвременье.

На рынке кресла Miss Blanche (1988) — большая редкость. Изначальное издание из восьми продлено до 56 штук, по количеству прожитых Кураматой лет.

Предметы дизайна Широ Кураматы находятся в постоянных коллекциях Центра Помпиду, MoMA в Нью-Йорке и Музея современного искусства в Киото, Музея Виктории и Альберта и др.

Один из крупнейших исследователей дизайна, директор Музея дизайна в Лондоне, Дейан Суджич пишет, что несмотря на обыкновение считать Курамату минималистом, тот мог хорошо работать с сочным цветом, как декоративными, так и фигуративными элементами. Он искал способы создать впечатление напряжения между объектом и пространством, уйти от материальности вещи — и здесь в ход шли любые средства.

Для кресла Miss Blanche Курамата поначалу хотел использовать живые розы. Затем был эксперимент с качественными искусственными цветами. В итоге в горячий акрил были погружены самые дешевые пластиковые.

Очень щепетильный, Широ всегда требовал идеального результата от своих мастеров. Он говорил, что в эпоху полетов на Луну нет ничего невозможного. К примеру, для создания стула из акрила был нужен четкий расчет компонентов для затвердения массы. При этом отдельных усилий стоило добиться прозрачности материала. Курамата любил экспериментировать. Однажды он обернул классический стул из гнутого дерева проволокой и поджег его... Мартен Баас тогда, наверно, ходил в детский сад.

Фрагмент кресла для Pastoe. 1985.

Широ Курамата был гением. Для любителей эзотерики показательными будут его ладони: таких ярко-выраженных «четырехпалых» линий нет, пожалуй, ни у кого. Он мог позволить себе и эпатаж. Однако, в той же группе Мемфис Курамата был сдержаннее остальных, но от этого не менее заметным. Точь в точь как Джордж Харрисон в группе Битлз.»

С 16 ноября по 15 января в галерее «Палисандр» Алина Ковалева покажет «Контрдизайн: 70-е, 80-е»: выставку вещей Этторе Соттсасса, Микеле де Лукки и Широ Кураматы.