100 лет со дня рождения Этторе Соттсасса

100 лет со дня рождения Этторе Соттсасса

«Человек занимается дизайном ежедневно. Утром, выбирая одежду и ее цвет, мы совершаем акт дизайна».

14 сентября 2017 года дизайнерский мир празднует столетие со дня рождения Этторе Соттсасса. Вспоминает его энергию, темперамент и фантазию.

ПЯТЬ фактов биографии:

WWII Cоттсасс провел несколько месяцев в немецком концлагере на территории Югославии.

В США Соттсасс подружился с битниками Джеком Керуака, Алленом Гинзбергом, Нилом Кассиди. 

Фото Пикассо Соттсасс был страстным фотографом: сохранились его портреты Боба Дилана, Эрнеcта Хэмингуэя и Пикассо. 

Love Story Вазу Shiva в форме пениса дизайнер сделал после неудачного романа с каталонкой. 

Счастливо женат Последняя жена Соттсасса — журналистка Барбара Радиче, была моложе на 30 лет.    

Соттсасс прожил девяносто лет (14.09 1917 — 31.12 2007) и оставил безграничное наследие. Попробовал себя в роли архитектора, промдизайнера, художника, издателя, фотографа, теоретика, керамиста. На его счету частные виллы, аэропорт в Милане, интерьеры модных бутиков и огромное количество больших и маленьких предметов: от светильников до офисной мебели, от дорогой посуды до телевизоров, от ювелирных украшений до стеллажей.

Соттсасс сотрудничал со многими компаниями, но ни в одной, как бы мы сейчас сказали, «не состоял в штате». Предпочитал свободу. Много путешествовал, впитывая впечатления. Результатом, например, поездки в Индию стали серии великолепной керамики. Специалисты по Соттсассу отмечают в нем поразительную способность маневрировать между массовым производством и элитарными вещами. А еще восхищаются тем, как в нем уживались профессионализм и бунтарство.

Стеллаж, диз. Э.Соттсасс. Дерево, 2005. Friedman Benda.

Выбор профессии был определен с детства. Отец, Этторе Соттсасс-старший — один из мэтров итальянского модернизма. Семья жила в Инсбруке, родном городе мамы-австрийки и специально переехала в Турин, потому что там был лучший архитектурный факультет в регионе. Все шло к тому, что сын продолжит славные традиции отца. Тогда и представить было невозможно, что десятилетия спустя он положит все силы, чтобы демонтировать традиции и устои.

Печатная машинка Valentine Olivetti, 1968.

«Когда я был молод, то слышал только одно: функционализм, функционализм, функционализм. Этого недостаточно. Дизайн должен быть чувственным и захватывающим».

Соттсасс-младший прославился в 1958 году, когда спроектировал первый итальянский компьютер. Elea 9003 для Olivetti был размером с комнату. Чтобы сделать его легко управляемым и понятным, автор упорядочил элементы с помощью цвета, за что получил дизайнерский «Оскар» — премию «Золотой циркуль». А популярность красно-оранжевой пишущей машинки Valentine того же бренда сегодня можно сравнить с iPod или iPad. (Потом, правда, сам Соттсасс называл ее «слишком очевидной: она — как школьница, накрасившаяся маминой косметикой».) Он первым начал отделывать предметы мебели цветным ламинатом, проектировать неоновых цветов кровати из стекловолокна и полосатые туалетные кабинки. В 1980-м создал свою студию Sottsass Associati. А 1981 году возглавил группу, с которой прогремел на весь мир. Это был Memphis, и Соттсассу было 64 года!

Стеллаж Carlton, Memphis Milano, 1981. Дерево, ламинат.

Участники придумывали ироничные, веселые, яркие, при этом малофункциональные, нетехнологичные и, положа руку на сердце, довольно уродливые вещи. Идея: форма продукта не самоцель, а дизайнер не слуга промышенности. «Мы поставили индустрию на службу дизайну. Раньше все было наоборот». Именно тогда возник культ творца, установилась граница между обычным продуктом и именным. Первая выставка группы взорвалась в священном мире дизайна, как бомба. Среди богемы начался ажиотаж, Карл Лагерфельд обставил свой пентхаус в Монако исключительно мебелью от Memphis.

Напольное зеркало Ultrafragola, Poltronova, ок. 1980. Рама – пластик.

Так Соттсасс поставил функциональность предмета на второе место, выдвинув «стиль жизни» на первое. Исследователи единодушно признают, что после восьмидесяти он повзрослел: «Стало меньше цвета и странных форм, больше элегантности, ума». Соттсасс продолжал развиваться, находя в старении своеобразную сладость жизни. Одна из последних, зрелых его работ — реконструкция в окрестностях Доббиако.

Ваза Shiva, BD Barcelona. 1973. Высота 23 см. Керамика.

Городок на склоне долины Пустерия в Южном Тироле известен своими красотами и тем, что здесь любил бывать Густав Малер. Местные жители пешком ходят в Австрию и хорошо говорят на двух языках — итальянском и немецком. Старинную ферму Ханзерхоф, известную с XVIII века, приобрел давний приятель архитектора, сенатор Франко Дебенедетти. Соттсасс познакомился с ним через брата, инженера и промышленника Kарло Де Бенедетти, который 15 лет возглавлял Olivett (разное написание фамилий братьев — не ошибка: Карло отделил частицу «де», придав своему имени больше аристократизма). Сенатор очень любит свой дом с видом на Доломитовые Альпы. «Он и в настоящем, и в прошлом, и в будущем».

Теги:
Автор:
Фото:
портрет — Friedman Benda и Ettore Sottsass, Erik and Petra Hesmerg