Пять французских имен: архитекторы и дизайнеры U.A.M.

«Союз современных художников» (U. A. M., 1929 – 1958) — одно из самых интересных объединений ХХ века. Посвященная U. A. M. выставка проходит в Париже в Центре Помпиду. Это настоящий подарок всем, кто любит архитектуру и дизайн.

В союз входили выдающиеся французские проектировщики Робер Малле-Стивенс, Ле Корбюзье, Рене Эрбст, Луи Соньо, Жан Пруве, Эйлин Грей, Пьер Шаро. В течение тридцати лет члены U.A.M. исследовали формы, технологии, материалы и цвета. За годы существования союза, в него входили мастера, работавшие в самых разных областях и стилистиках.

Пьер Гариш, Жозеф-Андре Мотт, Мишель Мортиме, основатели ARP Фото © Archives Famille Mortier, Guariche

В U.A.M. входили и пять авторов, которые не стали такими звездами, как Робер Малле-Стивенс или Ле Корбюзье. Но их наследие до сих пор волнует воображение европейских коллекционеров и мастеров интерьера. Их вещи регулярно всплывают на аукционах, их опусы украшают cовременные виллы и апартаменты, хозяева которых знают толк в европейском дизайне Mid-century modern.

Пьер Гариш (Pierre Guariche, 1926-1995)

Сегодня благодаря усилиям парижских галеристов он известен как автор светильников: торшеров, бра из латуни с цветными плафонами, типичный стиль 1950-х годов. Однако на счету этого дизайнера других достижений. Во время Второй мировой войны он исследовал воможность применения в мебели «немебельных» материалов — формики, клееной фанеры, алюминия и стали. После войны проектировал для компании Airborn — полный комплект мебели для квартиры Prefacto. В 1951 году начал сотрудничать с фирмой Steiner. Его самый известный опус — стул Tonneau в пластике, алюминии и фанере.

 Жак Ле Шевалье (Jacques Le Chevallier, 1896-1987).

Дизайнер, витражист, иллюстратор, график. Вся жизнь его связана с предместьем Парижа Фонтене-о-Роз. Известен своими сложно сконструированными металлическими светильниками, которые он производил в 1920-1930 годы. Во Франции, Бельгии и Швейцарии множество церквей декорировано его витражами. С 1952 году вел курс витражного искусства в Национальной высшей школе искусств.

Матье Матего (Mathieu Mategot, 1910-2001)

Венгр по происхождению, Матего в конце 1920-х годов делал декорации для Национального театра в Будапеште. С 1931 года жил в Париже: здесь также делал декорации для Фоли Бержер, оформлял витрины Галери Лафайетт. Во время войны ушел на фронт добровольцем, попал в плен, освобожден в 1944 году. Еще в 1930-е Матего начал делать вещи из раттана на металлическом каркасе. Отличительная особенность Матего заключается в том, что он стал мастером небольших предметов мебели и декора: корзин для мусора, вешалок, газетниц, кашпо, столиков. Старомодным вещам он придавал столь эстетичный вид, что те смотрятся современными и поныне. 

Жорж-Анри Пангюссон (Georges-Henri Pingusson, 1894-1978)

Архитектор, автор частных вилл. В 1920-е годы строил в Биарицце, Сен-Тропе, Каннах. Восстанавливал после войны города Лотарингии и Мозеля. Оставил несколько образцов авторской мебели, предметов, которые он создавал для своих архитектурных проектов. Его кресла и шезлонги всегда превосходно нарисованы, их отличают эффектные силуэты и высокая культура формообразования, которая не исчерпывается функцией.

Луи Cоньо (Louis Sognot, 1892-1970)

За долгие годы карьеры этот французский дизайнер успел много раз поменять свои вкусы, стиль и идеологию проектирования. Побывал кубистом, модернистом, в 1920-е годы был адептом модной мебели из стальных трубок. Придумывая модернистские опусы Луи Соньо пытался избежать больничной стерильности, которой грешили многие функциональные предметы. Как именно? Он всегда помнил о том, что в самом простом предмете должно чувствоваться мастерство, ручная работа и отдавал должное качеству. В модернистские по духу предметы он вводил традиционные материалы — стекло, раттан, кожу, окрашенный текстиль.  

• U.A.M, une Aventure Moderne. До 27 августа. Центр Помпиду, Париж.

Теги:
Автор:
Фото:
предоставлены пресс-службами