Робер Малле-Стивенс: элегантная архитектура на выставке в Брюсселе

В Брюсселе во время ярмарки BRAFA 2017 проходит выставка «Роб Малле-Стивенс. Пути: Париж, Брюссель, Йер». В  недавно открытом Fondation CIVA представлены вcе перепитии творческой жизни архитектора. Рассказ о важнейших событиях сопровождают рисунки, чертежи, фотографии зданий, архивные документы, а также его предметы мебели и ткани, созданные мэтром для интерьеров. Робер Малле-Стивенс (Robert Mallet-Stevens, 1886-1945) — известный  французский архитектор-модернист, одна из ключевых фигур межвоенного периода, сооснователь Союза современных художников (UAM, 1929-1956). Проектировщик, который подарил модернистcкой архитектуре элегантность и буржуазный шик. 

Проект загородного дома для модельера Жака Дусе, рис. Р. Малле-Стивенса, 1924.

Среди проектов архитеора есть превосходная вилла Ноай (1923-1927) в Йере, вилла Кавруа (1929-1932) в окрестностях Лилля и ряд домов в 16-м округе Парижа, возведенных в 1920-е годы на улице, которая с 1927 года носит имя Малле-Стивенса. Как иллюстратор с крепким и выразительным рисунком Малле-Стивенс плодотворно работал для известных кутюрье  — Поля Пуаре, Жанны Пакен, Жака Дусе, Мельнот-Симонен. Сразу после войны стал проектировать декорации к кинофильмам. Тогда же, в начале 1920-х годов он начал проектировать виллу для Поля Пуаре. 

Вилла Шарля и Мари-Лор Ноайских, Йер.

Все материалы выставки собраны в нескольких разделах. Первый — «Престижная родословная» — посвящен предкам архитектора. Робер Малле-Стивенс принадлежал бельгийской семье с богатым художественным прошлым: род Стивенсов известен с XV века, в XVII веке Пьер Стивенс из Антверпена активно покупал живопись, в его собрании были работы Брейгеля, Мемлинга и Ван-Дейка. Леопольд Стивенс уже в XIX веке открыл для бельгийцев живопись Жерико и Делакруа. Дедом архитектора был критик Артур Стивенс, дядя – бельгийский художник Альфред Стивенс. Далее следует не менее интригующий раздел «Школа Пале Стокле». Тетя архитектора Сюзан Стивенс была супругой предпринимателя Адольфа Стокле, заказчика знаменитого здания Пале Стокле, возведенного Йозефом Хоффманом в Брюсселе. Этот дворец Робер Малле-Стивенс неоднократно посещал в юности, а Хоффмана считал своим учителем. Именно эта постройка оказала на него сильное влияние.

Робер Малле-Стивенс. Фотография 1920-х годов, Т. Бонней.

В разделе «Молодой человек под влиянием» представлено отношение архитектора к современным ему стилям и течениям. С ранних лет Робер был погружен в новейшие искания, любил и ценил эстетику японской гравюры и искусства Японии, открыто критиковал ар нуво, но очень высоко ставил мастеров венского Сецессиона. Еще до Первой мировой войны Робер Малле-Стивенс начал выступать в прессе как архитектурный критик. Интересен раздел «От одного города к другому», в котором представлены графические листы архитектора с урбанистическими фантазиями. В разделе «Активист» кураторы выставки представили Малле-Стивенса как организатора групп, выставок, объединений, пропагандиста новой эстетики и энергичного идеолога.

Детская столовая. На стене рельеф работы братьев Мартель. Мебель отделана шпоном зинганы.

Один из самых оригинальных разделов выставки — «Современная жизнь». Малле-Стивенс интересовался не только проектированием зданий, но и городской средой, охотно делал дизайн киосков, павильонов, трамвайных остановок, городских фонарей (уличные фонари, нарисованные архитектором, до сих пор стоят на авеню Президент Вильсон в Париже). Полноценный раздел выставки посвящен работам Малле-Стивенса для Парижских международных выставок 1925 и 1937 годов. «Вилла Ноай. Маленький домик для жизни» — детальное исследования истории создания  знаменитого памятника.  В 1923 году  молодая пара, парижские меценаты, покровители искусств Шарль и Мари-Лор Ноайские заказали архитектору проект виллы в Йере, которая в последствии стала важным памятником французского авангарда. Проектирующим архитекторам и профессионалам интерьера понравится раздел «Архетипы и вариации».

Вилла Кавруа, Круа-Руж в окрестностях Лилля. 1919-1932.

Раздел «Словарь (Vocabulaire)» посвящен анализу формообразования в творчестве архитектора. В разделе «Вилла Кавруа.  Поместье—манифест» собрана вся важная информация о грандиозном и  концептуальном проекте Малле-Стивенса. И, наконец, вся деятельность Робера Малле-Стивенса как декоратора к фильмам объединена в разделе «Архитектура обмана». С 1921 по 1928 год архитектора приглашали к сотрудничеству разные кинорежиссеры. Создавая декорации для съемок, Малле-Стивенс проявлял изобретательность и смелость, свободно играл масшабом и часто находил оригинальные инженерные решения.  

Стул 222, диз. Р. Малле-Стивенс для интерьеров виллы Кавруа, Ecart, 1928.

К выставке издано самостоятельное исследование — книга, в которой ее авторы, кураторы выставки архитектор Морис Кюло, художественный критик, комиссар виллы Ноай Александр Мар и историк искусства, комиссар виллы Кавруа Стефан Будан-Лестьен, детально проанализировали творчество выдающегося архитектора и опубликовали целый ряд любопытных документов. Так, например, им удалось впервые опубликовать  переписку между виконтом Шарлем де Ноай и Робером Малле-Стивенсом во время работы над виллой. 

Выставка «Rob Mallet-Stevens Paris – Bruxelles – Hyères» открыта до 12 февраля 2017 года.

Теги:
Автор:
Фото:
предоставлены пресс-службами компаний