Вилла Кавруа: архитектурный шедевр Робера Малле-Стивенса

Вилла Кавруа (Villa Cavrois) — детище архитектора Робера Малле-Стивенса (Robert Mallet-Stevens) — расположена на северо-востоке Франции, в окрестностях городка Рубе. Это, безусловно, один из лучших памятников французского модернизма. Реконструкция архитектурного шедевра обошлась в 23 млн евро, но результат так убедителен, а интерес путешествующей публики так ощутим, что вряд ли кто-то подумает жалеть о вложенных средствах.    

В год окончания строительства виллы ее автор, французский архитектор Робер Малле-Стивенс, сформулировал суть cовременной роскоши: «это жизнь в хорошо отапливаемом, хорошо вентилируемом, веселом, наполненном светом доме, требующем минимум лишних жестов и минимального количества прислуги».

Постройка была завершена в 1932 году. Семья заказчика проживала здесь до 1987  года. В 1990 году вилла была внесена в список национальных памятников,  но де факто дом и прилегающий участок находились в запустении, пока в 2001-м он не был выкуплен государством. С 2003 года началось восстановление стен и укрепление крыши, а с 2008-го — кропотливая работа над интерьерами.

Итак, в 1925 году Поль Кавруа, богатый промышленник, владелец ткацких фабрик, отец семерых детей, захотел построить резиденцию, где бы семья могла жить просторно, а быт был бы организован согласно самым передовым представлениям о комфорте. Поль Кавруа купил участок земли здесь, в провинции Бомон.

Власть геометрии повсюду. Перед виллой подъездная дорога образует огромный круг.

Сначала проектом занялся архитектор Жак Гребер, но, увидев на парижской выставке 1925 года работы Робера Малле-Стивенса, засомневался и, в конце концов, в 1929 году передал заказ парижскому денди. Кавруа вместе с Малле-Стивенсом съездил в Брюссель взглянуть на шедевр Йозефа Хоффмана Пале Стокле, хозяйкой которого была тетка Малле-Стивенса баронесса Стокле, а также посетили голландский Хильверсум, где осмотрели постройку В.М. Дюдока. Так, в путешествих и живом общении окончательно сформировался замысел будущего поместья. К тому времени сам Малле-Стивенс был известным архитектором уже построившим виллу герцогов ноайских в Йере (1922–1923),  дом культового французского кутюрье Поля Пуаре (1921–1923), жилые домов в Париже (1926–1927), также уже успел выступить автором декораций к двадцати художественным фильмам. Считается, что именно проект виллы Кавруа —  квинтэссенция ранних идей Союза современных художников (UAM Union des Artistes Modernes), объединения, в котором Малле-Стивенс играл ключевую роль.

"Детская" столовая с декоративным панно и меблью из пальмового дерева.
Детская столовая. На стене рельеф работы братьев Мартель. Мебель отделана шпоном зинганы.

В 1929 году архитектор показал первые эскизы виллы, а 5 июля 1932 года по случаю бракосочетания дочери заказчика, Женевьевы Кавруа, полностью завершенная вилла была представлена гостям и изумленным родственникам. Приглашенные были шокировны вызывающей новизной архитектуры. Грандиозные масштабы виллы напоминают роскошные загородные резиденции XVII века. Длина фасада 60 метров, общая площадь 3800 кв. м (1800 кв. м — жилая площадь и 830 кв. м  — террасы).  Здание из армированного бетона, большие окна, непрямой свет, система вентиляции, телефон и радиофикация всех помещений, центральное отопление и лифт, идущий из подвала (кабину лифта проектировал другой известный французский модернист Ж. Пруве). Сочиняя  облик этой постройки, Малле-Стивенс вспомнил о двух собственных увлечениях: авиации и музыке. Дом издали напоминает аэродром с диспетчерской рубкой и взлетной полосой (во время первой мировой войны Малле-Стивенс служил пилотом в ВВС Франции). Меломания архитектора-денди нашла отражение в отделке: снаружи здание облицовано особым трехслойным кирпичом, причем  кладка чередуется с черными полосами раствора, благодаря чему поверхность стены выглядит как линейки нотного стана. В интерьере мраморные ступени с черными подступенками и светящиеся пилоны напоминают черно-белые клавиши рояля. 

Вход. Светящиеся панели и мраморные черно-белые ступени. Металлические бра, диз. Ж. Ле Шевалье.
Большая гостиная на первом этаже. Рисунок мрамора имитирует пенистые воды.

На первом этаже  располагался парадный холл, большая гостиная, курительная комната, столовая родителей, детская столовая, кухня и комнаты мальчиков. Второй этаж занимали: комната для игр и спектаклей, пять детских, родительская спальня, ванная комната и будуар. В подвале архитектор разместил все технические службы, большой холодильник для овощей и фруктов, отдельный холодильник для цветов, которые обожала мадам Кавруа, винотеку с отдельным хранением тонких и расхожих вин, прачечную, бойлерную и так далее. Согласно предпочтениям, принятым среди членов UAM, архитектор использовал стекло, металл, сталь. Но Малле-Стивенс не был бы собой, если бы не добавил интерьерам элегантной буржуазности и первостатейного люкса. Четыре сорта мрамора из разных стран (два итальянских: белый каррарский, желтый  — сиенский, зеленоватый — из Швеции, черный — из Бельгии) применены артистично и с точным расчетом производимого эффекта. Зингана, сикамора, ироко, американский орех — сочетание экзотических и благородных пород также выдают вкус самого буржуазного модерниста Франции Малле-Стивенса, а интерьеры самой виллы делают абсолютно люксовыми.

Спальня отделана пальмовым деревом. Роскошь и геометрия ар-деко. 
Будуар Люси Кавруа.
Комната сыновей Кавруа. Единственное помещение с контрастными цветами.

Особый шик дома в мебели. Исследователь творчества Малле-Стивенса Ричард Кляйн считает, что обстановку виллы Малле-Стивенс придумывал как декорации к фильму. Предметы должны были отражать индивидуальности всех членов семьи, а вместе образовывать идеальный фон для повседневной жизни людей с передовыми вкусами. Известно, что Малле-Стивенс знал портновские мерки мадам и месье Кавруа, чтобы вычислить размеры гардеробов и встроенных шкафов. После смерти Люси Кавруа в 1985 году мебель была распродана на аукционах. Когда же было принято решение о максимально полном восстановлении облика виллы, началась работа по выкупу предметов у частных коллекционеров. Центр национальных памятников три года подряд собирал гарнитуры на аукционах: у Лорана Негро — в 2011-м, у Ивоны Пулен —в 2012-м и Алена Браунштейна — в 2013-м. При том, что 85% внутреннего убранства было утрачено за годы, когда вилла была без попечения, при реставрации основным источником информации оказались публикации интерьеров виллы в архитектурных журналах, в частности в Une Demeure 1934 года. А также следы гвоздей, которыми был прибит ковролин: под мебель его не клали, так что размеры шкафов и расположение прочей мебели определялись довольно точно.

Холл. Удивительным образом на вилле сохранилось 90% аутентичного паркета.

Кабинет г-на Кавруа. Часы и отверстия для радиовещания есть почти в каждой помещении. 
Примыкающая к спальне ванная комната поражала современников размерами. Четырехъярусная конструкция — подставка для арсенала косметических средств, которыми пользовалась мадам Кавруа.
Кирпичная облицовка по замыслу Р. Малле-Стивенса напоминает нотный стан.
Издали вилла c каналом (его длина 72 м) выглядит как аэропорт со взлетной полосой.
Теги:
Автор:
Фото:
предоставлены пресс-службой Центра национальных памятников