Эйлин Грей: вторжение на территорию мужского проектирования

Эйлин Грей: вторжение на территорию мужского проектирования

В середине 1960-х годов о ней никто ничего не знал. Даже профи вспоминали ее имя лишь в связи с домом на Лазурном берегу, который когда-то без разрешения хозяйки расписал Ле Корбюзье (его знаменитый домик Кабанон находился совсем недалеко). Почти тридцать лет Эйлен Грей не занималась ни архитектурой, ни дизайном. Впервые после долгих лет забвения в 1967 году ее наследием заинтересовался историк архитектуры Джозеф Рикверт (Joseph Rykwert), он написал эссе о творчестве Эйлин Грей в журнале Domus, через пять лет в декабре 1972 вышла его же большая статья в Architectural Review. Эйлин Грей умерла в 1976 году возрасте 98 лет, но, благодаря усилиям Рикверта, она знала, что, скорее всего, займет достойное место среди первых проектировщиков ХХ века. Действительно, сегодня она считается влиятельной фигурой в области архитектуры и мебельного дизайна. Ее кресло — знаменитое Dragon — было продано в 2009 году на аукционе Christie's за 29 млн долларов. Тысячи посетителей идут смотреть посвященные ей выставки и фильмы.

Несмотря на то, что слава пришла к ней довольно рано, Грей остается фигурой недооцененной. И в некотором смысле аутсайдером. Она родилась в Ирландии, но большую часть жизни провела во Франции и все годы добивалась, чтобы ее, женщину и к тому же самоучку, приняли на чисто мужской территории архитектуры и дизайна. Даже сегодня она больше известна благодаря своей мебели, чем архитектурным проектам, что не вполне справедливо, ведь спроектированные ею дома — настоящие памятники модернистской архитектуры. Наследие Грей разнообразно. Придуманная и реализованная ею мебель стилистически образует два периода. Первый — декоративная мебель стиля ар-деко (лаковые ширмы, кресло «Дракон», кушетка «Пирога» и так далее), второй — модернистские тонконогие кресла и столы, демократичные и авангардные.  

Кресло с драконами (Dragon). Дерево, кожа, листовое патинированное серебро. 1917-1919. Продано за 29 млн долл. как один из хитов частной коллекции Пьера Берже и Ива Сен-Лорана.
Ширма Le Destin. Дерево, лак, 1914. Заказ Ж. Дусе. Частная коллекция.

Все началось с предметов из лака, которые Грей научилась делать в начале 1900-х годов, еще будучи студенткой живописного отделения Лондонской школы искусств Слейд. Потом она перебралась в Париж и уговорила свою обеспеченную маман купить ей квартиру на рю Бонапарт 21, которая и оставалась ее основным жильем до конца жизни. Вместе с мастером работы с лаком, японцем Сейдзо Сукавара, и шотландкой, дизайнером по тканям Эвилин Уайльд, постепенно она начала выставлять свои работы и продавать их богатым коллекционерам.

Годы первой мировой войны Грей провела в Великобритании, а потом снова вернулась в Париж. Там с Эвилин Уайльд они вращались в модном лесбийском кругу, в который также входили французская певица Мариза Дамиа, американская художница Ромэн Брукс и ее любовница, писательница Натали Барни. Многие друзья стали клиентами Galerie Jean Désert, которую Грей открыла в 1922 году. В вымышленном названии соединился воображаемый мужчина, владелец Жан, фамилию он получил в честь Североафриканской пустыни, которая тогда волновала воображение Грей. До середины 1920-х годов Грей работала в стиле дорогих парижских декораторов, который позже стал называться ар-деко. Она охотно использовала дорогие экзотические породы дерева, слоновую кость, меха. 

Восьмистворчатая ширма. Дерево, лак, декор — текстурированный лак и серебро. V&A Museum.

После выставки 1925 года ее эстетика меняется, мебель заметно упрощается, кардинально меняется выбор материалов: она работает со стальными трубками, алюминием и прочим материалам массового промышленного производства. Сильное влияние  на ее творчество оказал и сам Ле Корбюзье, и его круг убежденных модернистов. В голландском журнале Wendingen, посвященном авангардному искусству, появляются статьи о дизайнер Эйлин Грей, среди которых эссе архитектурного критика, румына Жана Бадовичи. 

 Витрина галереи Жана Дезера (Galerie Jean Desert) на улице Фобур-Сент-Оноре, 217, 1927. Фото из частной коллекции.
Кресло Non-conformist. Рама — трубки из полированной стали. Обивка — ткань. 1925–1927, National Museum of Ireland, Dublin.
Складной шезлонг, S-образная рама из дерева и ламината, сидение — брезент. 1938. V&A Museum.

Прикроватный столик. Сталь, лак, столешница из прозрачного ацетата целлюлозы. 1926-1929, вилла Е 1027. Э. Грей спроектировала столик для сестры. Она могла завтракать в постели, и крошки не падали на страницы. Высота столешницы регулируется.

Вскоре они стали любовникам и спроектировали вместе знаменитую виллу Е 1027, зашифровав в ее названии свои инициалы (Е – Эйлин, 10 — Жан (J – 10-я буква латинского алфавита), 2 — Бадовичи (B — 2-я) и, соответственно, Gray (G — 7-я). До сих пор исследователи точно не могут сказать, в чем именно заключалось участие Жана Бадовичи в создании дома у моря. Злые языки утверждают, что 37-летний румын лишь подталкивал Грей к покупке земли и трудоемкому процессу строительства дома. Однако ни у кого нет сомнений, что для самой Грей этот проект был площадкой для экспериментов. E 1027 — эталонный модернистский дом с умелой и невероятно эргономичной планировкой.

Вилла Е 1027 в Рокбрюн-Кап-Мартен. Проект Э. Грей и Ж. Бадовичи, 1926-1929.

Интерьеры Е 1027 индивидуализированы, пространство подстроено под меняющееся в течение дня освещение. Все это заслуга Эйлин Грей, которая лично в ежедневном режиме следила за стройкой. Кроме того, она спроектировала всю мебель, в том числе круглый столик из стальных трубок cо стеклянной столешницей, который стал визитной карточкой ее творчества. Е 1017 — взволновала всю архитектурную общественность начала 1930-х годов. 

Гостиная на вилле Е 1027. Иллюстрация к статье Э. Грей и Ж. Бадовичи «Е 1027: дом на берегу моря». Специальный выпуск журнала L'Architecture vivante. 1929.

После того как постройка виллы E 1027 была завершена, Грей рассталась с Жаном Бадовичи. А с 1931 года стала работать над собственным домом в Метоне. Вилла Tempe à Pailla — скромнее, чем E 1027, но также продумана до мелочей и обставлена мебелью, эргономичной, скромной и изобретательной. Перестраивала и обставляля собственной мебелью Эйлен Грей и Lou Perou, домик в пригороде Сан-Тропе. Потом были нереализованные проекты. После войны она жила в своей квартире на рю Бонапарт, 21 тихо и одиноко. Эмоционально ее поддерживали немногие друзья, финансово держаться на плаву позволяли капиталы семьи.

«Будущие проекты — свет, прошлые — лишь облака».

Эйлин Грей в своей парижской квартире на рю Бонапарт 21. Складное кресло для террасы, спроектировано в 1930-1933 годах для дома Tempe a Paillа. Фото 1970-х годов.

Мощным импульсом к восстановлению славы Эйлен Грей послужила большая рестросперктива, посвященная ее творчеству и показанная в 2012 году в Центре Жоржа Помпиду. В 2015 году вышли сразу два фильма о знаменитой даме — «Цена желания» (The Price of Desire), снятый режиссером Мэри Макгакиан — художественный, и  документальный «Грей имеет значение» (Gray Matters), режиссера Марко Орсини. Сегодня предметы Эйлин Грей переиздают две компании Classicon и Aram.

Теги:
Автор:
Фото:
предоставлены пресс-службой Classicon, © National Museum of Ireland, Dublin pour les oeuvres d'Eileen Gray