Эйлин Грей: вторжение на территорию мужского проектирования

Эйлин Грей: вторжение на территорию мужского проектирования

В середине 1960-х годов о ней никто ничего не знал. Даже профи вспоминали ее имя лишь в связи с домом на Лазурном берегу, который когда-то без разрешения хозяйки расписал Ле Корбюзье (его знаменитый домик Кабанон находился совсем недалеко).

Почти тридцать лет Эйлин Грей (Eileen Gray, 9.08.1878 —31.10.1976) не занималась ни архитектурой, ни дизайном. Впервые после долгих лет забвения в 1967 году ее наследием заинтересовался историк архитектуры Джозеф Рикверт, он написал эссе о творчестве Грей в журнале Domus, через пять лет в декабре 1972 вышла его же большая статья в Architectural Review. Эйлин Грей умерла в возрасте 98 лет, но, благодаря усилиям Рикверта, она знала, что, скорее всего, займет достойное место среди первых  проектировщиков ХХ века. Действительно, сегодня она считается влиятельной фигурой в области архитектуры и мебельного дизайна.

Кресло с драконами (Dragon). Дерево, кожа, листовое патинированное серебро. 1917-1919. Продано за 29 млн долл. как один из хитов частной коллекции Пьера Берже и Ива Сен-Лорана.

Ее кресло — знаменитое Dragon — было продано в 2009 году на аукционе Christie's за 29 млн долларов. Тысячи посетителей идут смотреть посвященные ей выставки и фильмы.

Прикроватный столик. Сталь, лак, столешница из прозрачного ацетата целлюлозы. 1926-1929, вилла Е 1027. Э. Грей спроектировала столик для сестры. Она могла завтракать в постели, и крошки не падали на страницы. Высота столешницы регулируется.

Несмотря на то, что слава пришла к ней довольно рано, Грей остается фигурой недооцененной. И в некотором смысле аутсайдером. Она родилась в Ирландии, но большую часть жизни провела во Франции и все годы добивалась, чтобы ее, женщину и к тому же самоучку, приняли на чисто мужской территории архитектуры и дизайна.

Кресло Non-conformist. Рама — трубки из полированной стали. Обивка — ткань. 1925–1927, National Museum of Ireland, Dublin.

Даже сегодня она больше известна благодаря своей мебели, чем архитектурным проектам, что не вполне справедливо, ведь спроектированный ею дом — настоящий памятник модернизма.

Наследие Грей разнообразно. Придуманная и реализованная ею мебель стилистически образует два периода. Первый — декоративная мебель стиля ар-деко (лаковые ширмы, кресло «Дракон», кушетка «Пирога» и так далее), второй — модернистские тонконогие кресла и столы, демократичные и авангардные.  

Все началось с предметов из лака, которые Грей научилась делать в начале 1900-х годов, еще будучи студенткой живописного отделения Лондонской школы искусств Слейд. Потом она перебралась в Париж и уговорила свою обеспеченную маман купить ей квартиру на рю Бонапарт 21, которая и оставалась ее основным жильем до конца жизни. Вместе с мастером работы с лаком, японцем Сейдзо Сукавара, и шотландкой, дизайнером по тканям Эвилин Уайльд, постепенно она начала выставлять свои работы и продавать их богатым коллекционерам.

Эйлин Грей, 1906.
Восьмистворчатая ширма. Дерево, лак, декор — текстурированный лак и серебро. V&A Museum.

Годы первой мировой войны Грей провела в Великобритании, а потом снова вернулась в Париж. Там с Эвилин Уайльд они вращались в модном лесбийском кругу, в который также входили французская певица Мариза Дамиа, американская художница Ромэн Брукс и ее любовница, писательница Натали Барни. Многие друзья стали клиентами Galerie Jean Désert, которую Грей открыла в 1922 году. В вымышленном названии соединился воображаемый мужчина, владелец Жан, фамилию он получил в честь Североафриканской пустыни, которая тогда волновала воображение Грей. До середины 1920-х годов Грей работала в стиле дорогих парижских декораторов, который позже стал называться ар-деко. Она охотно использовала дорогие экзотические породы дерева, слоновую кость, меха. 

Ширма Le Destin. Дерево, лак, 1914. Заказ Ж. Дусе. Частная коллекция.

После выставки 1925 года ее эстетика меняется, мебель заметно упрощается, кардинально меняется выбор материалов: она работает со стальными трубками, алюминием и прочим материалам массового промышленного производства. Сильное влияние  на ее творчество оказал и сам Ле Корбюзье, и его круг убежденных модернистов. В голландском журнале Wendingen, посвященном авангардному искусству, появляются статьи о дизайнере Эйлин Грей, среди которых эссе архитектурного критика, румына Жана Бадовичи. 

Складной шезлонг, S-образная рама из дерева и ламината, сидение — брезент. 1938. V&A Museum.

Вскоре они стали любовникам и спроектировали вместе знаменитую виллу Е 1027, зашифровав в ее названии свои инициалы (Е – Эйлин, 10 — Жан (J – 10-я буква латинского алфавита), 2 — Бадовичи (B — 2-я) и, соответственно, Gray (G — 7-я). До сих пор исследователи точно не могут сказать, в чем именно заключалось участие Жана Бадовичи в создании дома у моря. Злые языки утверждают, что 37-летний румын лишь подталкивал Грей к покупке земли и трудоемкому процессу строительства дома. Однако ни у кого нет сомнений, что для самой Грей этот проект был площадкой для экспериментов. E 1027 — эталонный модернистский дом с умелой и невероятно эргономичной планировкой.

Вилла Е 1027 в Рокбрюн-Кап-Мартен. Проект Э. Грей и Ж. Бадовичи, 1926-1929.

Интерьеры Е 1027 индивидуализированы, пространство подстроено под меняющееся в течение дня освещение. Все это заслуга Эйлин Грей, которая лично в ежедневном режиме следила за стройкой. Кроме того, она спроектировала всю мебель, в том числе круглый столик из стальных трубок cо стеклянной столешницей, который стал визитной карточкой ее творчества. Е 1017 — взволновала всю архитектурную общественность начала 1930-х годов. 

Гостиная на вилле Е 1027. Иллюстрация к статье Э. Грей и Ж. Бадовичи «Е 1027: дом на берегу моря». Специальный выпуск журнала L'Architecture vivante. 1929.

После того как постройка виллы E 1027 была завершена, Грей рассталась с Жаном Бадовичи. А с 1931 года стала работать над собственным домом в Мантоне. Вилла Tempe à Pailla — скромнее, чем E 1027, но также продумана до мелочей и обставлена мебелью, эргономичной, скромной и изобретательной. Перестраивала и обставляля собственной мебелью Эйлен Грей и Lou Perou, домик в пригороде Сан-Тропе. Потом были нереализованные проекты. После войны она жила в своей квартире на рю Бонапарт, 21 тихо и одиноко. Эмоционально ее поддерживали немногие друзья, финансово держаться на плаву позволяли капиталы семьи.

«Будущие проекты — свет, прошлые — лишь облака».

Эйлин Грей в своей парижской квартире на рю Бонапарт 21. Складное кресло для террасы, спроектировано в 1930-1933 годах для дома Tempe a Paillа. Фото 1970-х годов.

Мощным импульсом к восстановлению славы Эйлен Грей послужила большая рестросперктива, посвященная ее творчеству и показанная в 2012 году в Центре Жоржа Помпиду. В 2015 году вышли сразу два фильма о знаменитой даме — «Цена желания» (The Price of Desire), снятый режиссером Мэри Макгакиан — художественный, и  документальный «Грей имеет значение» (Gray Matters), режиссера Марко Орсини. Сегодня предметы Эйлин Грей переиздают две компании ClassiCon и Aram.

Теги:
Автор:
Фото:
предоставлены пресс-службой Classicon, © National Museum of Ireland, Dublin pour les oeuvres d'Eileen Gray