Ashburo: мебель для музея «Дом Метенкова» в Екатеринбурге

Вениамин Метенков (1857–1933) — самый известный уральский фотограф пореформенной России. Команда Ashburo разработала мебель и выставочные конструкции для его дома-музея в Екатеринбурге. «Нам было важно не имитировать прошлое, а придумать новый визуальный язык, вписавшись в музейную концепцию», — подчеркивает руководитель бюро Анна Шабинская.


По теме: ASHBURO: японское бистро в Перми

В этом доме Метенков жил и работал, отсюда в стратегии музея две сюжетных линии для популярного рассказа о нем — дело жизни и семья. Поэтому среди выставочных конструкций, сделанных Ashburo, можно найти как предметы домашнего интерьера — торшер и вешалки, так и рабочие бюро с ширмами.

Анна Шабинская

Основатель и руководитель Ashburo

Куратор Настя Елизарьева дала вводные. Например, объяснила, почему ей так нужен торшер: по воспоминаниям современников, Вениамин Леонтьевич любил пить чай с семьей в уютной атмосфере. Также обсудили предполагаемые габариты конструкций, их мобильность и функции. Куратор рассказала о работе с залами, о том, какие идеи удалось реализовать и чего хотелось бы в будущем.

«Референсом для выставочного оборудования стали архивные фотографии. Так, рабочие бюро вдохновлены витринами Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки 1887 года, для которой Метенков делал съемку», — рассказывает Анна Шабинская. Лаконичные формы мебели, спроектированной Ashburo, не перетягивают внимание на себя, а лишь обрамляют экспозицию. Все предметы имеют повторяющиеся детали в виде цилиндра или сферы, которые отсылают к эклектичному декору рубежа XIX–ХХ веков.

Предметы объединяет цвет. Этот «сигнальный» синий был введен куратором еще в 2020 году и стал фирменным цветом музея. Контрастный по отношению к выцветшим черно-белым снимкам Метенкова, он олицетворяет современность. В том же оттенке сделана мебель для гостевого зала музея — ее спроектировала дизайн-мастерская Qullar из Казани.

Стенд в виде ширмы — мобильный объект для подачи печатной, аудиальной и видеоинформации. Благодаря перфорированным металлическим плоскостям, на него можно вешать крючки или фиксировать предметы магнитами. Конструкция меняет габариты: складывается или, напротив, разворачивается в протяженную структуру.

Крестообразная конструкция, напоминающая вешалку для одежды, позволяет выставлять средние и большие постерные форматы. Торшер с каркасным абажуром, по мнению Анны Шабинской, самая загадочная вещь в коллекции. Она была нужна музею для постоянной экспозиции — на ней планировалось показывать семейные снимки Метенкова с помощью печати на ткани или другим способом.

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит