Архитектор Клеман Леснофф-Рокар назвал этот проект «Остров»: посреди шумного мегаполиса, в парижском районе Ла-Дефанс возник изолированный от мира, «интровертный» частный дом. Автор вдохновлялся природой: реконструируя здание XIX века, развивал пространство вокруг сада во внутреннем дворе. Ниже — его поэтичный рассказ.
По теме: Кристоф Делькур и Гийом Терве: парижский дуплекс
«Расположенный на окраине Парижа, у подножия массива Ла-Дефанс, дом XIX века стоял на краю маленькой улочки, упиравшейся в основания высоток. Он казался затерянной в океане устрицей без раковины. К счастью, во внутреннем дворике был сад, так что мы с моим партнером Жилем Перкалем сразу решили, что этот дом нужно защитить от внешнего мира: закрыть от улицы, обратить к себе, своему саду и собственным качествам, которые еще предстояло найти. Проект, начатый три года назад, можно назвать визионерским: мы будто предвидели пандемию, в которой живем сейчас, изоляцию, локдауны.
Как и многие другие здания XIX века, за прошедшие годы дом подвергся вмешательствам череды владельцев. Хотя подобное скопление случайных решений иногда может создавать магию, здесь этого не случилось. Пространство душило, текстуры воинственно спорили друг с другом. Нам предстояло выбрать одну из множества идей, которые жили в этом доме, и последовательно развивать ее. Многое пришлось ликвидировать.
Хотя жизнь архитекторов иногда может показаться большой театральной постановкой, в которой мы создаем декорации, для этого проекта мы искали истину. Есть одна-единственная вещь, которая действительно живет без нас: природа. Необходимо было сделать все, чтобы перенести вселенную природы в спроектированный внутренний мир, создать место, где дизайн больше не разрабатывается, а просто происходит, где ваши тривиальные «приемы» становятся частью стихии.
Серо-зеленый плиточный пол становится мелководьем. Длинный бетонный диван превращается в песчаный пляж, где вода щекочет вам ноги. Массивный стол из дуба кажется большим деревом, вокруг которого вы собираетесь всей семьей. Матовая черная кухня становится углем, который вы нашли в выжженном лесу. Возвышающаяся библиотека выглядит скалой, по которой вы поднимаетесь каждый день, а книги в ней — ступеньками, которые помогут вам подняться выше.
Огромный занавес становится водопадом или даже просто ветром. Белая бетонная изогнутая антресоль — низким облаком, тихо проплывающим над вашей головой. Гигантский эркер ни больше ни меньше, как небо с его закатами и восходами. Деревянная лестница, выходящая из мелководья, — начало пути, ведущего в гору над облаками. Это ваш остров...
Архитектор Валерио Олджиати, рассказывая однажды о своей вилле Алем в Португалии, сказал: «Бог — всего лишь человек в своем собственном саду». Я бы сформулировал иначе: «Я — человек, а Бог — это сад».