5 кодов французского интерьера

5 кодов французского интерьера

Фаворитом года у французов назначен скандинавский дизайн. «Лагом», «хюгге» и «сису» пленили парижан практичностью и честной простотой. Одновременно парижский стиль не выходит из моды у норвежцев и шведов. И не только у них. У всех, кто любит искусство, красивую деталь, сложный колорит — т.е. собственно сам декор.

Шахан Минассян. Квартира антиквара и декоратора в Париже.

Французские декораторы, эстеты по рождению и миксологи по образованию, органично смешивают вещи разных стилей, времен и культур. Их выбор — эклектика. Жанр, в котором можно бесконечно искать оригинальные рифмы,  тренировать знание истории и чувство баланса.

Квартира дизайнера Дидье Гомеза и свой сад в самом центре Парижа.

«Все сочетают, все экспериментируют. То классическая мебель идет с искусством ХХ века, то люстры 70-х — с предметами ар нуво, — говорит Пьер Фрей, Дом Pierre Frey. —  Главное, на чем сходятся все — высокое качество самих вещей. Это самое важное условие микса».

Франсуа Шампсор. Бронзовая скамья, диз. Э. Шмитт, на ней скульптура А. Басбуса (Agial Art Gallery, Бейрут). Белый диван, диз. К. Лиэгр. кресла, диз. Ф. Альбини, Cassina.

Французы брезгливо относятся к напускной роскоши и не любят нуворишей. Дорогой имитации они предпочтут подлинник. Без фальшивой патины и излишнего блеска.

«Французы очень противоречивы. Они хотят всего нового, потом сами это новое отвергают. Наш самокритичный подход — двигатель прогресса, он порождает идеи, мы всегда одновременно и за и против.» Винсан Дарре, декоратор

Дамьен Ланглуа-Меринн. Стол из кориана выполнен по проекту Д. Ланглуа-Меринна. Итальянские винтажные стулья из красного дерева 1950-х куплены в Нью-Йорке. Фронты кухни отделаны елью, текстура дерева выявлена пескоструйной обработкой.

Итак, если вы размышляете над тем, чтобы создать интерьер во «французском стиле», хорошо не забывать о пяти парижских «кодах»:

Османовский стиль

Квартира в османовском доме по проекту Studio KO. Кресла бразильcкого модерниста Хорхе Залзупина. Эркерный диван и ковер — по эскизам архитекторов.

Своим современным обликом Париж обязан барону Жоржу-Эжену Осману. В XIX веке по приказу Наполеона III этот градостроитель («человек-бульдозер», как его называли современники) за 20 лет похоронил художественное средневековье и создал новый город: с магистралями, бульварами и четкими линиями улиц.

Шарль Зана. Проект с предметами Этторе Соттсасса.

Парижанам, которым посчастливилось стать обладателями османовских квартир, достались пяти-, семиэтажные буржуазные дома, украшенные карнизами, мансардами, анфиладами и окнами в пол. Непременный атрибут таких квартир — лепнина, высокие потолки, распашные двери, паркет и мраморные камины с большими надкаминными зеркалами. Недостаток — скромная кухня, отделенная коридором от парадной половины и отсутствие центрального отопления.

Bobo

Надя Канде, Private Choice. Квартирная выставка Art & Design. Cпальня. На стене работа индийского художника Ж.-С. Маше, Galerie Hervé Pedriolle. Текстиль на кровати Private Choice.

«Бобо» (сокращение от bourgeois-bohème — «буржуазная богема») — образ жизни, который преобладал среди состоятельных французов 70-х: они предпочитали говорить о либеральной культуре хиппи, дружить с хиппи, любить хиппи, но оставаться в комфортных буржуазных квартирах. Артистический стиль bobo навсегда проник в интерьеры посредством meli-melo — небрежного микса из плетеных кресел, вьющихся растений, низкой мебели, дешевых аксессуаров, антиквариата с блошиных рынков и изделий неизвестных художников. Сегодня такой богемный декор востребован вместе с модой на 70-е, ремесло, ботанику и флоральный принт.

Парижская гостиная по проекту Bismut & Bismut Architects.

Savoir-faire

Шарлотт Мако-Перельманн. Квартира в Париже. @Tripod Agency

Дизайн, как считают французы, может улучшить любое пространство — независимо от адреса. Дизайнер обустроит квартиру на восьми метрах, освоит сырые баржи, лофты, мастерские, полуподвалы и комнаты на чердаках: французская изобретательность может преодолеть любые препятствия. Для того, чтобы увеличить высоту помещений, рачительные парижане обнажают «путры» — потолочные балки, добавляя интерьеру непростой, но очень эффектный элемент декора. Высокие цены на квартиры давно вынудили их жить в тренде miniliving: парижский архитектор — это всегда виртуоз перепланировки, у него выверен каждый сантиметр, мебель встроена, хранение оптимизировано, а метров кажется в два раза больше.

Маленькая квартира может стать шедевром дизайна. Юные авторы из Batiik Studio разместили все необходимое на площади в 11 кв. метров.

Жабы, спальни и обманки

Жозеф Диран. Парижская квартира. У камина — скульптура Франсуа-Ксавье Лаланна.

Когда речь идет о французском дизайне, каждый вспоминает о его игривом ироничном характере. Одним из примеров является мебель с деталями в форме животных: жаб, обезьян, львов, бегемотов, цапель и пр. В 40-х годах  Диего Джакометти, а позже и дуэт скульпторов Лаланн, продолжили фантазийные темы ар-нуво, предлагая бронзовые бестиарии богатым коллекционерам. Еще один «конек» французских интерьеров — обманки trompe-l'œil, как живописные, так и архитектурные. Один из приемов — фальшивая дверь. В отличие от американцев, европейцы полагают, что комнаты и двери иллюзорно увеличивают метры, которых в старых столицах никогда не бывает много. И, безусловно, французский дом от русского всегда можно отличить по тому, как изысканно украшена прихожая и... спальня. Спальня должна быть удобна и так же красива, как парадная гостиная.


Чувственные палитры

Жан-Луи Деньо. Квартира в Париже.

У французов нет такого отвращения к богатым, смелым цветам, как, например, у гонконгцев. Наоборот, сложный цвет — отличие французского интерьера. Он отработан веками, он — для глаза, который привык к «вкусной» живописи: полотнам фовистов, импрессионистов и абстракционистов. О романтической французской палитре, где всегда найдется место полутонам и «кулер паль», написаны учебники. Однако самые «французские» цвета в интерьере — это белый и серый: кремовый, слоновой кости, античный и т.д. Такие оттенки — беспроигрышный фон для произведений искусства, а оно  — главное богатство даже самого скромного французского дома.