Zanotta: мебель, которая изменила мир

Zanotta: мебель, которая изменила мир

Если представить историю фабрики Zanotta в предметах, это будет череда икон дизайна, без которых окружающий мир выглядел бы иначе. В конце 1960-х трое молодых итальянских архитектора были одержимы идеей: создать сиденье-мешок, наполненное шариками полистирола. Пьеро Гатти, Чезаре Паолини и Франко Теодоро обивали пороги мебельных фабрик. Хозяева недоуменно пожимали плечами, и только один смельчак Аурелио Дзанотта ухватился за странный проект. С 1954 года он владел фабрикой, производившей качественную, но по сути рядовую мебель. В 1968 году Zanotta выпустила грушевидное кресло под названием Sacco (в пер. с итал. — «мешок»). Модель стала мегапопулярной у поколения хиппи (а восемь лет назад, пышно отпраздновав сорокалетие, получила целый гардероб из модных чехлов).

Кресло-мешок Sacco, диз. П. Гатти, Ф. Теодоро, Ч. Паолини, выпускается с 1968 года.

Потом было надувное кресло Blow из прозрачного пластика, долго остававшееся визитной карточкой марки. Внезапная популярность этих моделей означала появление нового вида сидений — бескаркасных кресел и нового этапа в понимании индустриального дизайна: мебель перестала быть буржуазной и чопорной. Аурелио Дзанотта обладал уникальной интуицией. Он не только продвигал новинки, но и отбирал из дизайнерских архивов актуальные вещи. Примерами могут послужить кресло Ardea архитектора Карло Моллино или его же стол Cavour, разработанные в 1940-х. В мебели Zanotta воплощено то, что позднее назвали made in Italy — феноменом итальянского дизайна. Модели фабрики представлены во всех крупных музеях дизайна, включая нью-йоркский MoMA и парижский Центр Помпиду.

Сегодня бразды правления у сына Аурелио — Мартино Дзанотты. Он держит курс, выбранный отцом, который считал, что «мебельная индустрия должна предугадывать запросы будущего, а не ограничиваться пассивным спросом».

В 2016 году перевыпуском модели Fenice архитектора Пьеро Боттони бренд Zanotta продолжил традицию возрождения шедевров мирового дизайна. Кроме того, на Миланском мебельном салоне наряду с «Фениксом» был представлен очередной оммаж Моллино — новая модификация стола Reale. Важно, что компания не просто возобновляет выпуск того или иного предмета, но адаптирует его к требованиям нашего времени, используя технологии и материалы последнего поколения. Так, стол Fenice, изначально выполненный из бетона, теперь изготовлен из материала Polimex® с цементно-акриловым покрытием и обработан грязеотталкивающими средствами с нанотехнологической защитой на основе диоксида титана.

В актуальную коллекцию марки входят столы и стулья, журнальные столики и книжные полки, обширная программа мягкой мебели и кроватей, а также вешалки, пепельницы и прочее. В ней на равных присутствуют вещи классиков — Акилле Кастильони, Алессандро Мендини, Этторе Соттсасса, Марко Дзанузо, Гае Ауленти, созданные в 1940-80-х гг.

На переднем плане — культовый табурет Mezzadro, диз. A. Кастильони. 1957. Диван Bruce и кресло Kent, диз. Л. и Р. Паломба. 2013. Журнальные столики Ink, диз. Э. Нанни. 2013.
Диван William, диз. Д. Вильямсон. 2010-2015. Обивка из кожи.
Диван Throw-Away L, диз. В. Лэнделс, 1965. Структура из пенополиуретана.

Zanotta — одна из редких фабрик, которая каждый год открывает новые имена: британец Дэмиен Вильямсон, финн Мика Толванен, итальянцы Алессандро Дубини, Сальваторе Индриоло, Федерика Капитани, живущий в Амстердаме австриец Франк Реттенбахер. Новое не вступает в противоречие со старым. Наоборот, все эти разноплановые предметы выдержаны в одном вкусе: те же выразительность и точность линий, легкость, отсутствие пафоса, верный выбор материала. Zanotta использует как высокотехнологичные пластики и модные композиты (например, кристалплант), так и великолепную кожу. Представители нового поколения Zanotta уже стали узнаваемыми: предметы Ное Дюшофур-Лоранса или дуэта Паломба присутствуют в интерьерах хорошего стиля.

В 1989 году оформилась программа Zanotta Edizioni — в нее входят уникальные предметы hand made. Они свободны от требований, предъявляемых к массовой продукции. Для их изготовления мастера обращаются к традициям, воспроизводят старинные техники: мозаику, интарсию, роспись по дереву. Такие вещи издаются ограниченным тиражом. А это значит, что со временем их цена будет только расти.