Миланец Алессандро Мендини (Alessandro Mendini)

Миланец Алессандро Мендини (Alessandro Mendini)

Алессандро Мендини (Alessandro Mendini, р. 16.08.1931) — архитектор, дизайнер, идеолог дизайна. Постмодернист и мастер цвета. Полвека он создает красочные вещи. Cегодня, когда мода на ритм и калейдоскопы 1980-х возвращается, выставки, презентации и ретроспективы сопутствуют маэстро круглый год.

«И архитектура, и вещи должны разговаривать с людьми», — считает Алессандро Мендини. В свои восемьдесят пять он любит дизайн, как прежде, и, как полвека назад, открыто борется с банальностью. Раскрашивает мажорными цветами все подряд: музеи, диваны, вазы, чайники. Смело называет свой стиль китчем. Настоящий архитектор-постмодернист, Мендини много цитирует, умеет смешивать культурные контексты и всегда дает вещам имена.

В 1978 году для группы «Алхимия» придумал кресло Proust, которое стало иконой дизайна. «Я взял кресло XVIII века, а для обивки использовал пейзаж Поля Синьяка «Луг». В 1993-м оно было переиздано под маркой Cappellini в двух расцветках (сине-желтой и зелено-красной) и с геометрическим рисунком обивки, в 2005-м вышел новый ремейк: выросшее до гигантских размеров (3х3х3 м) кресло украшала мозаика Bisazza, в 2011 году Magis выпустил коллекцию пластиковых прустов для дома и луга: белых, черных, оранжевых, красных, синих, зеленых, фиолетовых. А в 2014-м компания Robot City представила очередную версию «Пруста» из цельного куска белого каррарского мрамора.

Отель Byblos. Фрагмент интерьера.

Мендини любит искусство (выделяя китайское) и читает философов (особенно французских). Коллекция Mendinismi (2007): крупные вазы и тарелки красивых оттенков носят названия «Дидро», «Руссо», «Хунан». В  78 лет дизайнер выпустил серию мебели и орнаментов в стиле арт-отеля Byblos — проект Byblos Casa. Сначала маэстро оформил дизайнерский отель Byblos в Вероне. Интерьер получился настолько эффектным, что предметы мебели издали как отдельную серию. Высокохудожественные имена прилагаются: «Фрагонар», «Канова», «Энгр», «Тернер», есть даже пуфик «Хокусаи».

Миланец, Мендини не пропускает ни одну неделю дизайна, и все последние годы ему сопутствуют удачные проекты на площадках Триеннале, в галереях, музеях,  шоу-румах и на самой выставке iSaloni. В 2015 он поражал всех проектом для  Caimi Brevetti — драпировками Diesis e Bemolle из мягких полиэфирных волокон с ионами серебра, поглощающими звук. А в год 85-летнего юбилея радует молодежь рабочими куртками с радужными наганами от Supreme, инсталляцией в рамках проекта Stanze («Комнаты») и Миланского мебельного салона. Головокружительная комната Мендини сделана на тему «Оптическое бессознательное» — работы Розалинды Краусс, аналитика современного искусства. Одновременно 12 апреля во флагманском бутике Swatch он представлял свою монографию Codice Mendini. А компания Gufram, среди акций своего пятидесятилетнего юбилея, перевыпустила лимитированным тиражом монументальное кресло Mендини Poltrona.

Кресло Poltrona. Gufram. 2016. Лимитированный тираж.

Один из основателей школы радикальной архитектуры и антидизайна Global Tools (1973), творческий лидер группы «Алхимия» (1979), Алессандро Мендини стал символом итальянского радикализма. Движения, яростно полемизирующего с модернистами и адептами «хорошего дизайна». Главный редактор Casabella, Modo, Domus, Ollo в 70-80-х — он был бескомпромиссен. Мендини никогда не умел делать коммерческий и благополучный журнал. Его издания наполнены молодым авангардом, а деятельность сопряжена с художественными перформансами, акциями и инсталляциями. Алессандро Мендини в течение двадцати лет находился в эпицентре и был непосредственным провокатором обновления итальянской и международной проектной культуры. В 1989 году вместе с братом Франческо основал собственную студию Atelier Mendini. Среди построек студии Groninger Museum в Нидерландах (1989–1994), Башня Рая в Хиросиме (1989), Casa Della Felicita для Альберто Алеcси в Омегна (Италия, 1989). Работы студии находятся в постоянных экспозициях музеев MoMА, нью-йоркском «Метрополитене», парижском Центре Помпиду и многих других. Мендини выставляют на аукционы и в галереях, в том числе продает парижская галерея Kreo, постоянный участник выставок Design Miami/Basel и PAD.

Его гений коснулся многого: от здания музея до штопора. Но прежде всего за реализацию в качестве критика и культуролога Мендини вручена самая престижная награда итальянских архитекторов — премия Compasso d'Oro («Золотой циркуль», 1979 г.), а в 2015 году и Eвропейская премия по архитектуре. В приветственной речи жюри звучали такие слова: «После Фрэнка Ллойда Райта мир не знал архитектора более сильного в теории, чем Мендини, и который мыслил столь же глубоко. Мендини привнес в саму сердцевину дизайна, омраченную меркантильностью и функционализмом, истинно человеческие ценности и гуманизм мастеров Возрождения».

Теги:
Автор:
Фото:
предоставлены пресс-службами компаний