Дитер Рамс: легенда промдизайна XX века

Дитер Рамс: легенда промдизайна XX века

Дитер Рамс (Dieter Rams) 20 мая 2017 отметил 85-летие. Его гению безмерно благодарны проектировщики Apple и Braun. Рамса любят и ценят за то, что он доказал: бытовой прибор может быть красивым, элегантным, удобным. Рамс сформировал тот образ потребительской электроники, который мы сегодня считаем очевидным, — вроде бы по-другому и не бывает, но когда-то его разработки были прорывом.

Калькуляторы, телевизоры, радиоприемники, электробритвы, часы, соковыжималки, видеокамеры, а также офисные стулья, полки и зубные щетки — число спроектированных им объектов исчисляется сотнями. Рамс стремился редуцировать дизайн до минимально простого по форме и максимально насыщенного функциями. 18 недель он потратил только на то, чтобы найти оптимальное расположение рукояток на корпусе транзистора. Придумал выделить цветом кнопки калькулятора, чтобы упростить работу, создал прозрачную крышку на проигрывателе для виниловых пластинок, расположил ручку фена под углом. В радиоприемнике PC3SV совместил функцию включения/выключения с регулировкой громкости в одной ручке настройки. При этом разделил регулировку длинноволнового и коротковолнового диапазонов, а также добавил будильник и выход на внешние колонки. 

«Хороший дизайн — это как можно меньше дизайна».

Репродуктор L 2, Braun. 1958.

Дитер Рамс сформулировал «10 принципов хорошего предметного дизайна», которые стали своеобразной «таблицей умножения» дизайна для  современных авторов. Эти постулаты просты, но надо понимать, что Рамс не взял их готовыми, а выстрадал практикой. Итак, согласно Дитеру Рамсу, хороший дизайн таков: 

1. Инновационный, создаваемый в партнерстве с технологиями (при этом инновация не является самоцелью).

2. Делает предмет удобным (оптимизирует его использование).

3. Эстетичный (формирует окружение и определяет состояние человека).

4.  Делает предмет понятным (создает прозрачную структуру).

5. Честный (не пытается казаться тем, чем не является).

6. Ненавязчивый (не уподобляет вещь декору и произведению искусства).

7. Долговечный (не несет в себе ничто остромодное, а значит, не выходит из моды).

8. Экологичный (экономит ресурсы, минимизирует физическую и визуальную загрязненность).

9. Последовательный до последней детали (ничего случайного; основательность и точность — знак уважения к потребителю).

10. Наконец, хороший дизайн — это как можно меньше дизайна (концентрируется на существенном, не нагружает лишним).

Творчество Дитера Рамса повлияло на все последующие поколения. Очевидные цитаты из Рамса специалисты находят в продуктах Apple. Например, компания вдохновилась его транзисторным приемником T3 при создании своей первой модели iPod. Доказано, что Стив Джобс высоко ценил проекты Рамса, да и Джонатан Айв, отвечавший в Apple за дизайн, находился под влиянием  немца. Насчет американской компании Рамс высказался так: «Фирмы, которые серьезно относятся к дизайну, можно пересчитать по пальцам. Apple одна из них». И добавил: «Имитация — высшее проявление уважения».

Радиоприемник Braun.
Apple T3 iPod.

В предметном дизайне имя Рамса — вне критики. Немецкого профи ценят и цитируют соотечественник Константин Грчич, британец Джаспер Мориссон, австриец Роберт Стадлер, японцы Наото Фукасава, Оки Сато, французы братья Буруллеки, Кристоф Пийе, итальянцы Пьеро Лиссони, Антонио Читтерио и обожают автомобильные дизайнеры всего мира. Авторитет Рамса непререкаем даже у явных врагов рационализма и функционализма, таких, как братья Кампана и Марсель Вандерс. Вандерс, «Лeди Гага» современного дизайна, говорит: «Люблю Рамса, восхищаюсь им, прислушиваюсь к нему. Хотя и с оговоркой: до какой степени можно упрощать? Минимализм — для экспертов, которые анализируют продукт, а моей маме все равно — ей нужен яркий дизайн. Не просто функциональный предмет, а предмет, который нравится».

Дитер Рамс родился в 1932 году в Висбадене, городке неподалеку от Франкфурта-на-Майне. Там же изучал архитектуру и дизайн интерьеров в художественной школе, прошел практику в местной столярной мастерской. В возрасте 23 лет попал в компанию Braun. Причем поначалу отвечал за интерьеры, а в тридцать возглавив ее дизайнерский отдел, оставался в этой должности до 1995 года. Параллельно делал мебель для фирмы Otto Zapf, которая с 1969 года называется Vitsoe. Именно благодаря Рамсу компания Braun, заурядный производитель радиоприемников, выросла до гиганта индустрии, бытовая техника от которого вошла в миллионы домов по всему миру.

Универсальная система полок 606, Vitsoe. 1960

На протяжении 16 лет, до 1997 года Дитер Рамс преподавал в высшей школе изобразительных искусств Гамбурга, являлся президентом Немецкого совета по формообразованию. Лондонский Королевский колледж искусств присудил ему титул Почетного преподавателя. На счету дизайнера многочисленные выставки, международные премии, включая Red Dot Award, а также немалое число предметов в музеях по всему миру, в том числе в постоянной коллекции Музея современного искусства в Нью-Йорке (МоМА). Несколько лет назад, накануне своего 80-летия, Дитер Рамс распорядился о передаче важнейших объектов дизайна из коллекции Braun музею прикладного искусства во Франкфурте-на-Майне. 243 экспоната «эры Рамса» образуют основу нового раздела постоянной экспозиции музея.