Что скрывают стили? О мужском и женском размышляет Паскаль Граво

Что скрывают стили? О мужском и женском размышляет Паскаль Граво

Скульптурно сложный «французский стиль» в целом определяют как «женский». Он источает не только чувственность, очарование и легкость, но инновационность, поиск нового формального языка. Однако тенденции «женское» и «мужское» во французской истории стилей всегда балансировали на весах моды.

По теме: Школа Паскаля Граво: как создать эмоциональный интерьер

Паскаль Граво фотоПаскаль ГравоПарижский архитектор

Глава агентства Elegance Intérieurs, автор уникальной программы «Дизайн-тур» (Design Tour in Paris) для российских профи.

В вихре событий, открытий, революций в стилях, как в большом зеркале, отражались эпоха и личность правителя. Строгость стиля Людовика XVI сменяет изгибы Людовика XV, чувственность ар нуво стремительно корректируется геометрией ар деко.

Французская мебель фото Пара каминных подставок для дров, стиль Людовика XV.

Во времена Людовика XV конструкции мебели утончаются. Кресла золотят и обивают шелками, секретеры покрывают лаками. Позже, после раскопок Помпеи, декораторов вдохновляет античность. Они благоволят металлам: бронзе, золоту и стали. Знаменитый рокайльный орнамент предают забвению вместе с волютами, причудливыми переплетениями и капризными округлостями. Но для мужественности этого недостаточно. Людовик XVI — один из немногих мужчин-политиков в истории Франции, имена любовницы и любовника которого никому не известны.

Революция, затем Директория во Франции продлевают эту эпоху с ее суровой скрытностью. Наполеон и его военные кампании утверждают имперский вкус по всей Европе, моду на лавры, венки, меандры, лиры и трубы. Затем во второй половине XIX века ее сменяет реконструкция античности, Средневековья и стиля Людовика XV. Буржуазность будет опираться на историзм в бесполой атмосфере. Реакцией на индустриализацию становится утверждение стиля ар нуво, обществ искусств и ремесел, добивавшихся единства жизни и искусства.

Французская мебель фотоMaiastra, Константин Бранкузи, 1912. Полированная бронза. Коллекция музея Пегги Гуггенхайм, Венеция. Прежде принадлежала Полю Пуаре.

«В каждую эпоху свое искусство, у каждого искуства своя свобода». Принимая природу в качестве эталона, ар нуво противопоставит пуританским нормам скандальную чувственность. Эротизм художники привнесут в повседневную обстановку. Их свобода будет приговорена националистическими движениями.

Французский интерьер фотоАрхитектор Робер Малле-Стивенс. Детская столовая. На стене рельеф работы братьев Мартель. Мебель отделана шпоном зинганы.

Ар деко вернет порядок и геометрию, которые обозначают «мужское», пусть это и не всегда приятно для нас, мужчин. В «шальных» 1920-х соотношение полов более чем неоднозначно: на волне эмансипации эмблемой становится фигура девочки-подростка, героинями — Коко Шанель, Луиз Брукс, Тамара де Лемпика.

Французский интерьер фотоПарижская квартира декоратора Винсана Дарре. Диван XVIII в., обитый тканью Pierre Frey, диз. Дарре, антикварная консоль XVIII в. Обстановка продана на аукционе в 2016 году.

История XX века, как вы знаете не хуже меня, богата сопоставлениями, смешениями жанров, стилей и сексуальности — Дали против Ле Корбюзье. Дали, создавая «ужасную и съедобную красоту современного стиля», утверждал ар нуво, архитектуру фантазийную и эротичную, которая ближе всего к ритму человека. У Ле Корбюзье нет терзаний двойственности, его модулор — мужского рода. 

Французский интерьер фото Кресло Ribbon («Лента»), диз. П. Полен для Artifort. 1966.

 Женственные цвета — светлые, легкие, пастельные, тогда как мужские — более темные и тяжелые: натуральные, землистые. Так в интерьере, предназначенном для него и для нее, следует смешивать коричневый и розовый, голубой и серый.

Мужская мебель более функциональна, тогда как женская с ее плавными линиями более эстетична и служит украшением комнаты. Для мужских проектов выбирают тяжелые ткани, кожу, для женских — вуали, шелка, тафту. Но простого наличия женских или мужских элементов недостаточно, чтобы создать гармонию. Коды и клише стоит отвергнуть ради раскрытия личного вкуса, подобно «скрипке, которая обретает голос под тронувшим ее смычком» (Из стихотворения Лео Ферре).

Французский интерьер фотоГостиная в доме дизайнера Дидье Гомеза. Париж. В простенке работа Assis Chiffre Я. Моралиса, 1960. Под ней два стула Ж. Адне. На переднем плане кресло Ribbon Chair, диз. П. Полен, 1965.