Анкета для публикации проекта доступна только в десктопной версии сайта

Хелла Йонгериус: «Я знаю, как поженить традиции с новыми технологиями»

30 мая 2025 г.

Главная голландка от дизайна, Хелла Йонгериус (Hella Jongerius) создает необычные предметы обстановки и декор, экспериментируя с текстилем и керамикой

Хелла Йонгериус дизайнер фото

Хелла Йонгериус (30.05.1963) родилась на ферме, но мать будущего дизайнера была закройщицей, так что все ее детство прошло в окружении тканей. Хелла сама рано начала шить и вязать, полюбила макраме. Однако первые шаги в будущей профессии совершила все же в столярной мастерской. Так что она во всех смыслах практикующий дизайнер. Как говорят про нее в отрасли: умеет работать не только головой, но и руками.


По теме: Пит Хайн Эйк: ресайклинг из Эйндховена

Хелла Йонгериус дизайнер фото

В Академии дизайна Эйндховена Йонгериус познакомилась с керамикой, продолжая развивать дизайн текстиля и осваивать промышленное проектирование. Несмотря на то что Хелла выпускалась по текстилю, ее первыми успешными работами стали эксперименты с пластиком. В 1993-м в составе известной голландской дизайн-группы Droog Design, где Йонгериус подвязалась в начале карьеры, массовым тиражом вышли ее «Мягкие вазы», Soft Vase, сделанные из полиуретана. Хелла говорит, что Droog Design дали ей творческую путевку в жизнь.

Хелла Йонгериус дизайн фото
Проект Soft Vase, 1993

Вскоре дизайнер открыла собственную студию Jongeriuslab. Первое время работала на родине, а в 2009-м, не выдержав тягот масштабирования быстро растущего бизнеса, перебралась в Берлин и начала все с начала. Хелла говорит, что ее стезя — это камерный формат, с акцентом скорее не на результат, а на сам творческий процесс. И, конечно, профиль Йонгериус — эксперименты и еще раз эксперименты.

Хелла Йонгериус дизайн фото
Проект Cloured vases, 2003-2010 гг.

Прежде всего — с цветом и материалом. Йонгериус многие годы сотрудничала со швейцарским мебельным брендом Vitra как раз в этом качестве: в задачи Хеллы входило разработать новую палитру цветов и освежить модельный ряд обивок. Ее размышления о природе и восприятии цвета вылились, например, в проект «Цветные вазы» (2010 год), где она выкрасила по сорок ваз в цвета по самым востребованным в промышленном дизайне палитрам RAL и NCS. Проект получил новое развитие уже в рамках инсталляции «300 ваз», где дизайнер экспериментировала с нанесением глазури на керамику, чтобы получить новые и необычные цвета-«хамелеоны».

Хелла Йонгериус дизайн фото
Хелла Йонгериус с новой палитрой и обивками для Vitra

Наконец, в 2016-м вместе с Vitra на Неделе дизайна в Милане Йонгериус показала инсталляцию Colour Machine, «Цветовая машина». Дизайнер использовала ткани и цвета из Библиотеки цветов и материалов Vitra’s Colour and Material Library, чтобы продемонстрировать все многообразие и изменчивость цвета. Хелла поместила окрашенные объекты на движущуюся платформу, благодаря чему можно было наблюдать, как в зависимости от подсветки меняется восприятие цвета.

Хелла Йонгериус дизайн фото
Инсталляция Colour Machine для Vitra, 2016

Годом позже эти эксперименты с изменчивостью цвета подытожила выставка Йонгериус Breathing Colour в лондонском Музее дизайна. Глобальный вывод Хеллы таков: нет базового цвета, это сугубо индивидуальная субстанция, на которую влияют не только свет и атмосферные эффекты, но и культурный бэкграунд каждого человека. (Неслучайно книга Йонгериус по колористике называется «У меня нет любимого цвета».)

Хелла Йонгериус дизайн фото
Выставка Breathing Colour в London’s Design Museum, 2017

Хотя широко прославилась Йонгериус скорее не такими философскими изысканиями в области материаловедения, а эпатажными образами, в которых видят квинтэссенцию всего голландского подхода к дизайну. Считается, что голландские дизайнеры — баловни судьбы. Во-первых, потому что соотечественники воспринимают их затеи серьезно и готовы покупать даже керамику, пришитую Хеллой к скатерти (голландский дизайн всегда мыслил себя искусством). Во-вторых, местные чиновники охотно тратят госбюджеты на выставки сумасшедших ваз, кресел, столов и предоставляют талантам огромные мастерские и бывшие фабрики.

Хелла Йонгериус дизайн фото
Выставка Breathing Colour в London’s Design Museum, 2017

Чего только стоят, скажем, столы-гибриды Йонгериус с огромными залезающими на столешницы лягушками или черепахи, поддерживающие блюда для кофейных посиделок, — коллекция Natura Design Magistra середины 2000-х. Сегодня их экспонируют в Музее Boijmans Van Beuningen в Роттердаме.

Хелла Йонгериус дизайн фото
Стол Frog table, 2009

Для Хеллы нет рамок или правил. Так, даже работая с исторической немецкой мануфактурой Nymphenburg и поднимая архивы фабрики, Йонгериус создала… совершенно сюрреалистичный фарфор. Белоснежные тарелки Animal Bowls украшали фарфоровые фигурки ручной работы: словно живые улитки, оленята, бегемоты, наполовину покрытые узорами, переходящими на фарфоровое полотно.

Хелла Йонгериус дизайн фото
Фарфор Animal Bowls для Nymphenburg, 2004
Хелла Йонгериус дизайн фото

Дизайнер любит такие эффекты перехода. Так, недавний проект Йонгериус, показанный осенью 2024-м в нью-йоркской галерее коллекционного дизайна Salon 94 Design, — это серия столов Bead Tables, где деревянная поверхность «прошивается» нитями с фарфоровыми бусинами.

Хелла Йонгериус дизайн фото
Стол Bead Tables, 2024

Здесь же демонстрировали текстильные полотна Йонгериус. Хелла давно экспериментирует с текстилем, скрещивая разные техники, чтобы получить что-то новое и неизбитое. Так, для Salon 94 Design она придумала декоративные объекты, где в одной ткани, помимо нитей основы и утка появляется, еще одна, третья нить-прорезь, которая сбивает привычный ритм. Это приводит к новым визуальным эффектам.

Хелла Йонгериус дизайнер фото
Коллекция Textile Studies для Salon 94 Design, 2024

В последние годы текстиль как искусство занимает ее все больше. В 2019-м в парижской галерее Lafayette Anticipations дизайнер выстроила инсталляцию с гигантским ткацким станком, метровыми растяжками тканей и ниспадающим с потолка потоком нитей. А три года назад провела персональную выставку своих текстильных объектов в берлинском музее Gropius Bau. Все — чтобы показать, как создается текстиль и на что он способен, если подходить к вопросу с фантазией.

Хелла Йонгериус дизайн фото
Инсталляция для галереи Lafayette Anticipations, 2019

Работы Хеллы всегда апеллируют к ремесленным техникам. Критики сравнивают ее произведения с лондонскими блошиными рынками, где рядом могу оказаться совершенно разные детали — и при этом ужиться. Сама же Йонгериус говорит, что ей нравится скрещивать ремесло и производство. Так, у нее была коллекция ваз для Ikea, поверхность которых имитировала стежки и вышивку на пяльцах.

Хелла Йонгериус дизайнер фото
Выставка Хеллы Йонгериус Woven Cosmos для Музея Gropius Bau в Берлине, 2021

Хелла Йонгериус дизайн фото
Ткань Washi для Maharam, 2022

А для Vitra она сделала пуф Bovist с вышивкой, повторяющей полотно Вермеера «Кружевница», и диван Polder, форма и цветовая палитра которого были вдохновлены привычным пейзажем распаханных голландских полей в перекрестье каналов. А декором Polder служили «абы как» пришитые разномастные пуговицы — словно это не конвейерное производство, а ручная работа деревенского столяра. Неслучайно дизайн-девиз Йонгериус: «Я знаю, как поженить традиции с новыми технологиями».

Хелла Йонгериус дизайн фото
Пуф Bovist для Vitra, 2005

В 2024 года дизайнер передала Музею Vitra весь архив своих работ, приурочив это к 30-летию творческой деятельности. Архив включает не только готовые изделия, но также прототипы и эскизы. Йонгериус уверена, что будущим поколениям здесь будет на чем поучиться. 30 мая 2025-го Йонгериус исполняется 62, и эта цифра — прекрасный повод начать подводить итоги и осмыслять сделанное. Так что в следующем году ждем большую ретроспективу в Музее Vitra.

Хелла Йонгериус дизайн фото
Диван Polder для Vitra, 2005

Хелла Йонгериус дизайн фото
Оформление бизнес-класса самолетов авиакомпании KLM (включая дизайн кресел), 2013

Хелла Йонгериус дизайн фото
Оформление лаунджа для штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке, 2013

Хелла Йонгериус дизайн фото
Рабочие столы Sphere, Vitra, для штаб-квартиры ООН

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит