Хелла Йонгериус: «Я знаю, как поженить традиции с новыми технологиями»
30 мая 2025 г.
Главная голландка от дизайна, Хелла Йонгериус (Hella Jongerius) создает необычные предметы обстановки и декор, экспериментируя с текстилем и керамикой
Хелла Йонгериус (30.05.1963) родилась на ферме, но мать будущего дизайнера была закройщицей, так что все ее детство прошло в окружении тканей. Хелла сама рано начала шить и вязать, полюбила макраме. Однако первые шаги в будущей профессии совершила все же в столярной мастерской. Так что она во всех смыслах практикующий дизайнер. Как говорят про нее в отрасли: умеет работать не только головой, но и руками.
По теме: Пит Хайн Эйк: ресайклинг из Эйндховена

В Академии дизайна Эйндховена Йонгериус познакомилась с керамикой, продолжая развивать дизайн текстиля и осваивать промышленное проектирование. Несмотря на то что Хелла выпускалась по текстилю, ее первыми успешными работами стали эксперименты с пластиком. В 1993-м в составе известной голландской дизайн-группы Droog Design, где Йонгериус подвязалась в начале карьеры, массовым тиражом вышли ее «Мягкие вазы», Soft Vase, сделанные из полиуретана. Хелла говорит, что Droog Design дали ей творческую путевку в жизнь.

Вскоре дизайнер открыла собственную студию Jongeriuslab. Первое время работала на родине, а в 2009-м, не выдержав тягот масштабирования быстро растущего бизнеса, перебралась в Берлин и начала все с начала. Хелла говорит, что ее стезя — это камерный формат, с акцентом скорее не на результат, а на сам творческий процесс. И, конечно, профиль Йонгериус — эксперименты и еще раз эксперименты.

Прежде всего — с цветом и материалом. Йонгериус многие годы сотрудничала со швейцарским мебельным брендом Vitra как раз в этом качестве: в задачи Хеллы входило разработать новую палитру цветов и освежить модельный ряд обивок. Ее размышления о природе и восприятии цвета вылились, например, в проект «Цветные вазы» (2010 год), где она выкрасила по сорок ваз в цвета по самым востребованным в промышленном дизайне палитрам RAL и NCS. Проект получил новое развитие уже в рамках инсталляции «300 ваз», где дизайнер экспериментировала с нанесением глазури на керамику, чтобы получить новые и необычные цвета-«хамелеоны».

Наконец, в 2016-м вместе с Vitra на Неделе дизайна в Милане Йонгериус показала инсталляцию Colour Machine, «Цветовая машина». Дизайнер использовала ткани и цвета из Библиотеки цветов и материалов Vitra’s Colour and Material Library, чтобы продемонстрировать все многообразие и изменчивость цвета. Хелла поместила окрашенные объекты на движущуюся платформу, благодаря чему можно было наблюдать, как в зависимости от подсветки меняется восприятие цвета.

Годом позже эти эксперименты с изменчивостью цвета подытожила выставка Йонгериус Breathing Colour в лондонском Музее дизайна. Глобальный вывод Хеллы таков: нет базового цвета, это сугубо индивидуальная субстанция, на которую влияют не только свет и атмосферные эффекты, но и культурный бэкграунд каждого человека. (Неслучайно книга Йонгериус по колористике называется «У меня нет любимого цвета».)

Хотя широко прославилась Йонгериус скорее не такими философскими изысканиями в области материаловедения, а эпатажными образами, в которых видят квинтэссенцию всего голландского подхода к дизайну. Считается, что голландские дизайнеры — баловни судьбы. Во-первых, потому что соотечественники воспринимают их затеи серьезно и готовы покупать даже керамику, пришитую Хеллой к скатерти (голландский дизайн всегда мыслил себя искусством). Во-вторых, местные чиновники охотно тратят госбюджеты на выставки сумасшедших ваз, кресел, столов и предоставляют талантам огромные мастерские и бывшие фабрики.

Чего только стоят, скажем, столы-гибриды Йонгериус с огромными залезающими на столешницы лягушками или черепахи, поддерживающие блюда для кофейных посиделок, — коллекция Natura Design Magistra середины 2000-х. Сегодня их экспонируют в Музее Boijmans Van Beuningen в Роттердаме.

Для Хеллы нет рамок или правил. Так, даже работая с исторической немецкой мануфактурой Nymphenburg и поднимая архивы фабрики, Йонгериус создала… совершенно сюрреалистичный фарфор. Белоснежные тарелки Animal Bowls украшали фарфоровые фигурки ручной работы: словно живые улитки, оленята, бегемоты, наполовину покрытые узорами, переходящими на фарфоровое полотно.


Дизайнер любит такие эффекты перехода. Так, недавний проект Йонгериус, показанный осенью 2024-м в нью-йоркской галерее коллекционного дизайна Salon 94 Design, — это серия столов Bead Tables, где деревянная поверхность «прошивается» нитями с фарфоровыми бусинами.

Здесь же демонстрировали текстильные полотна Йонгериус. Хелла давно экспериментирует с текстилем, скрещивая разные техники, чтобы получить что-то новое и неизбитое. Так, для Salon 94 Design она придумала декоративные объекты, где в одной ткани, помимо нитей основы и утка появляется, еще одна, третья нить-прорезь, которая сбивает привычный ритм. Это приводит к новым визуальным эффектам.

В последние годы текстиль как искусство занимает ее все больше. В 2019-м в парижской галерее Lafayette Anticipations дизайнер выстроила инсталляцию с гигантским ткацким станком, метровыми растяжками тканей и ниспадающим с потолка потоком нитей. А три года назад провела персональную выставку своих текстильных объектов в берлинском музее Gropius Bau. Все — чтобы показать, как создается текстиль и на что он способен, если подходить к вопросу с фантазией.

Работы Хеллы всегда апеллируют к ремесленным техникам. Критики сравнивают ее произведения с лондонскими блошиными рынками, где рядом могу оказаться совершенно разные детали — и при этом ужиться. Сама же Йонгериус говорит, что ей нравится скрещивать ремесло и производство. Так, у нее была коллекция ваз для Ikea, поверхность которых имитировала стежки и вышивку на пяльцах.


А для Vitra она сделала пуф Bovist с вышивкой, повторяющей полотно Вермеера «Кружевница», и диван Polder, форма и цветовая палитра которого были вдохновлены привычным пейзажем распаханных голландских полей в перекрестье каналов. А декором Polder служили «абы как» пришитые разномастные пуговицы — словно это не конвейерное производство, а ручная работа деревенского столяра. Неслучайно дизайн-девиз Йонгериус: «Я знаю, как поженить традиции с новыми технологиями».

В 2024 года дизайнер передала Музею Vitra весь архив своих работ, приурочив это к 30-летию творческой деятельности. Архив включает не только готовые изделия, но также прототипы и эскизы. Йонгериус уверена, что будущим поколениям здесь будет на чем поучиться. 30 мая 2025-го Йонгериус исполняется 62, и эта цифра — прекрасный повод начать подводить итоги и осмыслять сделанное. Так что в следующем году ждем большую ретроспективу в Музее Vitra.



