Как меняла моду Соня Рикель: освобождая женщину
25 мая 2025 г.
Модельер, бунтарка и икона стиля, писательница и интерьерный дизайнер — многоликая Соня Рикель (Sonia Rykiel) сформировала гардероб pret-a-porter
Соня Рикель (25.05.1930 — 21.08.2016) родилась во Франции, в семье румына и русской эмигрантки. Ее часто называют символом французского стиля, сама же она считала себя славянкой «с головы до пят». Более того, именно славянским корням Рикель приписывала свой талант, утверждая, что, чтобы там ни говорила натальная карта, в любом творце на поверку обнаружится что-то славянское.
По теме: Рик Оуэнс: черные куртки и доисторическое дерево

Будущий модельер осваивала профессию на практике. Сначала Рикель занималась оформлением витрин универмагов, затем устроилась работать к первому мужу, торговавшему итальянскими тканями. Во время второй беременности Рикель, не найдя себе ничего удобного на каждый день, начала сама шить одежду для беременных, которую также стали предлагать в магазине мужа. В начале 1960-х дизайнер придумала свою первую вещь, культовый свитер poor boy sweater («свитер для малоимущих», так его иронично называли критики). Необычная модель в яркую полоску с длинными рукавами и высокой талией стала остро популярной после того, как в 1963-м в ней появилась на обложке ELLE модная певица Франсуаза Арди.

К Рикель потянулись клиентки ранга Бриджит Бардо и Одри Хепберн (у той было аж 18 свитеров от Рикель). Впоследствии модельер одевала весь цвет французской сцены от Катрин Денев и Фанни Ардан до Анук Эме и Изабель Аджани. В 1968 году Соня открыла свой первый магазин на улице Гренель в Париже. С этого года также ведется отсчет истории марки Sonia Rykiel.

Дизайнер многое делала первой. В частности, она прославила трикотаж, который до нее, «королевы трикотажа», воспринимался лишь как дополнение гардероба, на одном уровне с нижним бельем. С Рикель же, которая говорила, что «трикотаж дышит вместе с телом», он стал основой гардероба (и остается до сих пор). Дизайнер ввела в моду яркую полоску, и сегодня у многих этот принт ассоциируется только с Sonia Rykiel. А также, идя по стопам Коко Шанель (Соню даже в шутку называли Коко Рикель), начала создавать удобные и практичные вещи на каждый день, во многом заложив основы одежды pret-a-porter, которую мы носим сегодня. Кстати, в 2009-м бренд Sonia Rykiel одним из первых решился на коллаборацию с масс-маркетом, выпустив коллекцию нижнего белья для H& M.

Соня говорила, что хочет освободить женщину от каких либо рамок. Она считала, что пуговицы, подкладка, оторочка только мешают. И стиль Sonia Rykiel всегда ассоциировался с бунтарством. Так, в 1970-х Рикель в пику популярным цветочным принтам сделала акцент на черном цвете. А вместо модного лоска стала шить одежду… швами наружу. Появились асимметричные вещи с неотороченным краем и модели в дырах, словно поеденные молью. Сама дизайнер называла этот стиль demode, «антимодой».

Рикель первой стала использовать надписи-лозунги на одежде и придумала кюлоты (разновидность юбки-брюк). Она всегда воспринимала моду как манифест, возможность высказаться и что-то изменить. Коллеги по цеху говорили про Рикель, что она не столько шила одежду, сколько рефлексировала, пытаясь понять место моды в жизни. Кстати, Рикель-писательница (а за свою жизнь она, частью сама, частью в соавторстве, написала 13 книг!) посвятила этой теме немало строк в одном из своих романов, а также в автобиографии, написанной незадолго до смерти.


В начале 2000-х Соня оставила дела из-за болезни, и руководство брендом приняла на себя ее дочь Натали. Впоследствии марку выкупили китайские инвесторы, затем сменился креативный директор, и в 2019-м, через год после полувекового юбилея, бренда Sonia Rykiel не стало. А за три года до этого ушла из жизни и сама Рикель.

Девушка с портрета Энди Уорхола, тонкая, хрупкая на гигантских каблуках и с узнаваемым длинным каре рыжих волос — Рикель сама была иконой стиля. Ее дочь вспоминала, что, когда Соня шла по улице, прохожие провожали ее взглядом. Она любила черный, но, как никто, умела оттенить его эффектными украшениями и аксессуарами. А еще возвела в эталон… неестественность, говоря, что естественная женщина скучна, незаметна и никому не интересна. В юности Рикель мечтала быть актрисой, и в итоге прожила жизнь, как на сцене.

Рикель как интерьерный дизайнер — это прежде всего проект для пятизвездочного парижского отеля Crillion, сделанный еще в начале 1970-х. А в 1995-м она даже придумала дизайн ножа в рамках проекта с первыми именами дизайна, запущенного известным французским производителем дорогих ножей Forge de Laguiole.


Под маркой Sonia Rykiel в 2010-м также вышла коллекция тканей с узнаваемыми принтами бренда (той же полоской, всегда ассоциировавшейся с ДНК Sonia Rykiel). Тогда же появилось направление Sonia Rykiel Maison, разрабатывавшееся совместно с французской текстильной маркой Lelievre. Оно включало домашний текстиль: постельное белье, декоративные подушки, пледы, текстиль для ванной комнаты, а также обивочные ткани. Их, в частности, использовал в своих коллекциях самый известный французский бренд современной мебели Roche Bobois.

Под маркой Sonia Rykiel в 2010-м также вышла коллекция тканей с узнаваемыми принтами бренда (той же полоской, всегда ассоциировавшейся с ДНК Sonia Rykiel). Тогда же появилось направление Sonia Rykiel Maison, разрабатывавшееся совместно с французской текстильной маркой Lelievre. Оно включало домашний текстиль: постельное бельё, декоративные подушки, пледы, текстиль для ванной комнаты, а также обивочные ткани. Их, в частности, использовал в своих коллекциях самый известный французский бренд современной мебели Roche Bobois.


