Пит Хайн Эйк: ресайклинг из Эйндховена
29 апреля 2025 г.
Старые оконные рамы, трубы и деревянные «кирпичи» из щепы — главные материалы известного голландского предметного дизайнера
Пит Хайн Эйк (Piet Hein Eek, р. 29.04.1967) сегодня отмечает свой 58-й день рождения, при этом выглядит совсем юным. Все дело в здоровом образе жизни и креативном мышлении. Про крайней мере, так считает он сам. Гуру промдизайна из Нидерландов видит себя визионером: ему мало просто создавать мебель или читать лекции, он уверен, что миссия дизайнера — изменить наши потребительские привычки. Глобализацию Эйк считает величайшим злом, а засилье дешевых брендов и вещей-однодневок, которые выбрасываются, едва попав в руки, недетской проблемой, с которой нужно бороться всем миром.
По теме: Макс Лэмб: мебель из упаковочного картона

Сам он делает это средствами так называемого социального дизайна. Выпускник Мекки всего прогрессивного — Академии Эйндховена, продолжающий жить и творить недалеко от своей альма-матер, Пит специализируется на ресайклинге и мебели из отходов и вторсырья. Дизайнер любит работать с деревяшками, переплавлять металл, находить новое применение не самым очевидным вещам вроде оконных рам, из которых он сделал модернистскую витрину Old Windows Cabinet, или армейским палаткам, идущим на обивку диванов. В названиях коллекций Эйка часто звучат такие слова, как Waste, Trash, «мусор».




Его главный материал — переработанная древесина. Причем Пит — не кабинетная крыса, он работает « в поле»: сам плотничает и кует. Ведь он родом с севера страны, а там все немного плотники.

Так пошло со времен диплома (1990 год), в качестве которого он представил ресайклинг-версию классического буфета: The Classic Cupboard in Scrapwood был сделан из разноцветных дощечек из отходов мебельного производства. (Серию Scrapwood дизайнер продолжает до сих пор.) Пит подарил им вторую жизнь, а точнее — в принципе жизнь, ведь иначе им место было разве что на свалке.


Ресайклинг-маркетри дизайнер сделал своим фирменным приемом. Самая известная мебельная серия Пита Хайна Эйка Waste включает столы, стулья и комоды из переработанной древесины: старых досок, отходов мебельных производств. Он нарезает исходный материал на небольшие кубики (40 на 40 или 60 на 60 мм), из которых собирается новая конструкция. Серия постоянно пополняется. Так например, в 2025-м в ней появился исключительно эффектный бар Waste Waste Liquor Cabinet + Bar, выполненный из алых деревянных «кирпичей».

В портфолио мастера есть мягкая (условно) мебель из ржавых труб — серия Tube, запущенная в 2011 году, комоды Welded с эффектными фасадами в металлических швах от сварки металла (первый появился в конце 1990-х). Пит охотно работает с керамикой: комоды с облицованными плиткой фасадами и стеллажи на керамических опорах (все — работы середины 1990-х, вместе с керамисткой Жанин Эйк-Кейзер (Jeanine Eek-Keizer).




В основном он выпускает предметы небольшими партиями под своим именем, но бывает и приглашенным дизайнером. В этом качестве работал, например, на голландские бренды Royal Leerdam Crystal (стекло) и Heinen Delfts Blauw (керамика), Lensvelt (мебель). В 2017 году для исторической муранской мануфактуры Veronese дизайнер создал коллекцию светильников из отходов стекольного производства. Брак, хранившийся на фабрике еще с 1930-х годов, пошел в дело — и вуаля: получились романтичные подвесные светильники в крафтовом духе.

Широкая публика знает Пита Хайна Эйка прежде всего по коллаборации с IKEA 2018 года. Дизайнер придумал для шведского мебельного гиганта коллекцию INDUSTRIELL, включающую мебель, светильники, посуду и текстиль из натуральных материалов с крафтовым эффектом. Словно бы это не массовое производство, а ремесленный труд: тарелки с неровным краем, вазы, будто только что снятые с гончарного станка. Столовый текстиль — с простыми рисунками, стулья — из грубой сосны, выкрашенной в яркие цвета. (Светильники, кстати, действительно каждый шли с абажуром ручной работы.)



Подростком Пит хотел стать архитектором, но затем переключился на промдизайн. Однако и сегодня архитектуре есть место в его жизни. Причем со зданиями он тоже работает в привычном «формате» ресайклинга, стараясь сохранить как можно больше родного и оригинального. Так, в 2016-м его бюро переделало под жилье и офисы бывшую насосную станцию в Эйндховене. Четырьмя годами позже по соседству появился отель PHE его авторства, где также первую скрипку играл крафтовый и индивидуальный дизайн.

Два года назад он придумал для производителей оригинальных деревянных домов Woodpile Studio необычный жилой модуль — модернистскую избу из неотесанных бревен, но с ленточным остеклением.



В Эйндховене у Пита большие площади. В 2010-м он переехал в бывшие заводские цеха, и помимо дизайн-бюро и мастерской здесь разместился его шоурум, арт-галерея и даже ресторан. А с 2021 года работает еще и дизайнерский бутик-отель Hotel Piet Hein Eek — с интерьерами от Пита Хайна Эйка. Это модное, тусовочное место.



Мебель Пита Хайна Эйка можно увидеть в оформлении сети пекарен Bakkerij van Vessem в Харлеме, Зандворте и других голландских городах (проект 2018-2020 годов), в отеле Westergasfabriek в Амстердаме (2013 год), частном жилье и офисах. Ею торгуют в галереях коллекционного дизайна вроде американцев The Future Perfect (онлайн-платформа и шоурумы в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и Сан-Франциско).


Также Эйк — частый автор инсталляций. И они снова по теме: для девелоперов de Alliantie, например, он придумал интерьер из… старых дверей. А в рамках проекта Buste сделал «портреты» людей, взяв за основу содержимое их мусорных корзин, много говорящее о личности каждого. Затем серия масштабировалось на глобальные роли человека: в офисе (бюст из проводов от техники), на отдыхе (из пластика и жвачки с курортных пляжей).


