Дизайн в России: как масштабировать бизнес

Расширение и развитие — логичное движение для любого бизнеса, который стремится быть успешным, в том числе в сфере дизайна интерьера. Как вывести свое дело на новый уровень и с какими подводными камнями можно встретиться на пути, рассказывает Артур Глебов, автор блога Berg Interior, эксперт по продвижению в соцсетях и владелец агентства по маркетингу и таргетированной рекламе BERG Target.

Каждый архитектор, дизайнер и декоратор, для которого дизайн интерьера не просто хобби, а настоящий бизнес, рано или поздно задумывается о расширении своей деятельности. По сути, существует три основных формата масштабирования бизнеса. У всех есть плюсы и минусы, а также нюансы, которые необходимо учитывать.

1 Увеличение количества обращений

Один из наиболее популярных методов расширения бизнеса — через увеличение количества обращений и, соответственно, большее количество заказов в целом. Этот формат многим кажется наиболее понятным и привлекательным, но если тщательно не проанализировать свои действия, могут возникнуть сложности.

Неготовность к возросшему объему работы. Одного желания масштабировать бизнес мало, необходимо четко понимать, сможет ли он адаптироваться к увеличившейся нагрузке. В сфере дизайна интерьера сложность проявляется в том, что с увеличением количества заявок студии может быть непросто найти хороших специалистов, которые смогут с этими проектами справляться. Обязательно нужно сначала просчитать, действительно ли компания готова взять на себя дополнительные обязательства.

Артур Глебов фото

Артур Глебов

Дизайн отходит на второй план. Чем больше расширяется компания, тем больше дополнительных задач появляется у ее владельца или руководителя. И при его погружении в операционную деятельность на дизайн и творчество остается не так много времени и сил. Выходом из ситуации может стать делегирование части работы по операционной деятельности помощнику или заместителю руководителя.

Неоправданные расходы. У масштабирования через увеличение количества заказов есть свои риски. В первую очередь, это срывы сроков, если компания взяла на себя непомерную нагрузку, что напрямую влияет на прибыль. Кроме того, важно понимать, что масштабирование должно быть соизмеримо тому количеству заказчиков, которые обратятся за дизайн-проектом, средний чек — увеличен, а все затраты компании — тщательно проанализированы и оптимизированы. Иначе вместо получения прибыли компания фактически будет работать на зарплату сотрудникам.

2 Расширение через сотрудников

Другой способ масштабирования заключается в том, чтобы мотивировать своих сотрудников продвигать самих себя как дизайнеров, тем самым повышая узнаваемость студии, в которой они работают, и привлекая новых заказчиков. Хороший инструмент — социальные сети, где сотрудники должны будут указать название студии в шапке профиля, а также отмечать ее в своих постах, посвященных рабочим проектам. Иначе говоря, рекламируя свой личный бренд, дизайнеры одновременно будет рекламировать и студию, ведь вместе с официальным аккаунтом студии появляются еще несколько, работающих на ее продвижение. Чтобы эффективно использовать этот формат масштабирования, необходимо заинтересовать сотрудников, предложить им более выгодные условия работы, например, повышенный процент за ведение клиентов, которых они привели.

Дополнительный плюс такого формата заключается в повышении лояльности самих сотрудников к студии, которая дает им возможность профессионального роста, самореализации и увеличения заработка. Главный минус — в том, что он подходит только компаниям, в которых есть несколько дизайнеров. Дизайнер, который работает сам на себя, масштабироваться через сотрудников, конечно, не сможет.

Формат масштабирования через сотрудников хорошо работает в период кризиса, поскольку позволяет получать больше заказов. В случае успешной работы может включиться первый формат — через увеличение количества обращений. Также в этот момент может быть увеличена стоимость дизайн-проекта.

3 Расширение перечня услуг

Масштабировать бизнес можно, создавая новые предложения и охватывая даже тех клиентов, которые раньше не принимались в расчет. Например, студия, которая специализируется на объектах площадью от 100 кв. метров, может добавить в свой список услуг пакетное предложение с фиксированной стоимостью для квартир до 50 кв. метров. Работу с небольшими площадями можно поручить отдельному сотруднику, который будет заниматься развитием этого нового направления.

Большое достоинство такого формата масштабирования — в практически бесконечных перспективах роста за счет разработки все новых предложений для разных целевых групп. К примеру, студия, которая занималась исключительно интерьерами квартир и частных домов, может начать работать с общественными помещениями, ресторанами, офисами, взяться за ландшафтное проектирование или начать сотрудничество с девелоперами, принимая участие в их тендерах. Так через расширение линейки своих услуг студия увеличивает собственное присутствие на рынке, у нее появляется возможность для масштабирования бизнеса и повышения среднего чека, а значит, роста прибыли.

Что в итоге?

«Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее» — известная фраза Льюиса Кэрролла как нельзя лучше описывает действия дизайн-студий, которые хотят расширяться, особенно в период кризиса. Все три стратегии, описанные выше, предполагают, что компания не будет зацикливаться на уже существующих услугах, а начнет постоянно развиваться и двигаться вперед. Увеличение количества обращений, расширение через сотрудников-дизайнеров, появление новых услуг и целых новых направлений в бизнесе дают компании возможность прекрасно себя чувствовать даже в сложные времена, а также постепенно наращивать обороты и развиваться в профессиональном плане. Но важно понимать, что в рамках такого масштабирования нет смысла создавать услуги, на которые нет запроса. В любом случае сначала нужно просчитать риски, оценить свои силы и найти потенциальных клиентов. Если при всем этом удалось оптимизировать затраты, то за счет этого компания также получает отличную возможность для масштабирования.

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит