Основатель фестиваля Performa Евгения Лассарь: «Перформанс — это всегда ответ на реальность»
12 сентября 2025 г.

14 сентября на Международной ярмарке современного искусства Cosmoscow новый фестиваль перформативных искусств Performa представит премьеру кинетической драмы «Час лошади». Также в числе создателей перформанса — фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva и мультимедиахудожники Panterra. Автор INTERIOR+DESIGN Ирина Герасимова поговорила с основателем фестиваля Performa Евгенией Лассарь о том, как готовился проект «Час лошади» и как возникла идея пластического исследования на тему взаимодействия человека с новыми формами разума.
По теме: Таланты и поклонники: Маргарита Пушкина и «художники года» арт-группа «Провмыза»

С чего началось ваше сотрудничество с Cosmoscow в этом году?
Мое сотрудничество с Cosmoscow началось раньше, в параллельной музыкальной программе мы представляли фестиваль Sound Up, сооснователем которого я являюсь, а в этом году продолжилось с новым проектом — фестивалем перформативных искусств Performa, и мне кажется, что коллаборация Performa и ярмарки современного искусства — это отличное попадание, потому что перформанс, как ничто другое, отвечает вызовам современности. Тем более что в этом году у Cosmoscow тема звучит так: «Временность как главное состояние». А перформанс — это как раз то, что происходит «здесь и сейчас». У Performa продолжает формироваться манифест, который подчеркивает особую ценность временного. Одна из наших художественных установок — момент ценнее вечности.

В проекте «Час лошади» вы также сотрудничаете с фестивалем Context. Diana Vishneva...
Да, перформанс, который мы готовим, действительно уникальная ситуация, где сложилось четырехстороннее партнерство, объединившее Cosmoscow, Performa, Context. Diana Vishneva и мультимедиа-артистов Panterra, которые делают колоссальную художественную инсталляцию. В качестве кураторов пластической части перформанса мы пригласили Context. Diana Vishneva. Работать с этими художниками — удача и подарок, не говоря уже о том, что взаимодействие со всей институцией Context — это всегда профессионально обогащающий опыт.

Повлияет ли появление хореографического спектакля в программе главной ярмарки современного искусства на укрепление жанра перформанса в арт-среде и привлечет ли к нему внимание коллекционеров?
Такой задачи перед собой мы не ставили, но не исключаю, что нам удастся сделать нечто особенное. Вообще, жанру перформанса уже более 50 лет, и изначально это было альтернативным движением по отношению к традиционному искусству, а музейные институции еще в 70-е годы XX века были антагонистами этой формы. Но в сегодняшнее время перформанс не только исследуют с академической скрупулезностью, а еще и коллекционируют. Наверное, те, кто недавно включился в арт-процесс, видят его через другие призмы, при том что это уже, безусловно, акцептованный жанр.

Какому зрителю адресован проект «Час лошади»?
С одной стороны, тому, кто интересуется культурой в целом. А с другой стороны, перформанс — это часто соединение высокого жанра и популярной культуры, поэтому он может быть интересен и самой широкой публике. Вместе с тем наше событие — часть музыкальной параллельной программы Cosmoscow, и потому мы понимаем, что на этом событии общаемся с теми, кто уже зашел на территорию современного искусства. Если говорить о новых зрителях в целом, то сознание современного человека, безусловно, изменилось: мы поглощаем огромное количество информации, и сегодняшний взгляд на культуру предполагает отсутствие классификации искусства и его иерархии.

В чем основная идея проекта «Час лошади»?
Мы с драматургом Мишей Дегтяревым обсуждали роль искусственного интеллекта в нашей жизни и в нашей профессии. Накануне этого разговора мне позвонили с социальным опросом и попросили ответить на несколько вопросов — я немного пренебрежительно сказала, что искусственный интеллект никогда не заменит человека.
Миша услышал от меня этот тезис и стал закидывать примерами, как искусственный интеллект уже внедрился в нашу жизнь и какие нас ждут перспективы в ближайшее время. Не могу сказать, что я всерьез беру в расчет размышление о том, поглотит ли нас искусственный интеллект и сможем ли мы его обуздать, но в качестве темы для перформанса это интересно. Тема даже шире — взаимодействие человека с новыми формами разума. Люди всегда думали, что обнаружат другие формы разума, но этого не будет, по крайней мере, в период нашей земной жизни, а вот искусственный интеллект явился без предупреждения и стал той самой иной формой другого разума, с которой мы теперь соседствуем.
Мы сделали символом события лошадь, которую когда-то приручил человек и которая изменила жизнь человека во всех сферах его жизнедеятельности — от сельского хозяйства до принципа ведения воин. И вот с появлением ИИ возникает вопрос, кто разделит судьбу укрощенной лошади — человек или ИИ? Это вопросы без ответов, о которых мы предлагаем подумать, оставляя финал открытым.

А сама лошадь появится?
Мы пригласили художников, объединение Panterra, создать инсталляцию, которая станет вторым главным героем нашего проекта, это переработанный образ, от которого мы отталкиваемся как от символа прирученного животного. Так мы объединяем несколько медиумов, благодаря языкам которых получается создать многослойную и объемную лексику. Но без лошади, конечно, не обойдется.
Что для вас лично значит этот проект?
Каждое событие, которое я выпускаю как продюсер, влечет за собой часто непредсказуемые решения, встречи и коллаборации. Каждый раз это невероятное путешествие, а каждое начинание — это предвкушение. Когда ты можешь придумать то, что совпадает с идеями других участников, это невероятное счастье. Единственное, что я чувствую каждый раз, как в преддверии, так и в процессе, это то, что я очень счастливый человек, потому что мне удается заразить идеями и объединить в общем проекте бесконечно талантливых людей.
Расскажите о команде, которая работала над этим проектом.
У нас есть Миша Дегтярев, о котором я уже говорила, сценарист и нарративный дизайнер, а также драматург (на днях в МХТ им. Чехова была премьера спектакля «Кабала святош», для которого он сделал сценическую версию текста). Это человек, которому интересно работать с формой и, как он сам о себе говорит, описывать явления. Каждый раз, когда меня пронзает идея, часто недодуманная и рваная, я ее направляю Мише, и тогда начинается самое интересное.
Важно сказать о прекрасном хореографе Анне Щеклеиной, двукратном лауреате Национальной Театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучший спектакль в современном танце» — к нашей идее она создала хореографию фантастической точности.
В этом проекте нет режиссера, драматург и хореограф ведут зрителя от начала и до конца. Интересно работать с композитором Василием Пешковым — в этом проекте мы не используем написанную ранее музыку, а используем алгоритмы ИИ, сценарии для которых пишет композитор.
.jpg.webp)
Пространство «Тимирязев-центра» каким-то образом повлияло на идею? Все-таки это не театральное пространство.
Любые наши события подразумевают сайт-специфик подход. Это значит, что пространство доминирует, я бы даже сказала, что мы работаем с диктатурой пространства — результатом станет взаимодействие зрителей с инсталляции длинной 30 метров и высотой 17 метров, сделанной объединением Panterra. Монументальность пространства открывает возможность для создания спектакля, в котором помещение становится медиумом, потому что архитектура этого зала, изначально чуждая театральным практикам, задает особую оптику восприятия и превращает его в полноправного участника художественного высказывания. Такое нельзя пропустить.
Планируете ли вы в дальнейшем сотрудничество с проектами из сферы современного искусства?
Как каждый раз вдохновение приходит, откуда его не ждешь — наш следующий проект будет барочной оперой, дальше пластическая медитация. Этот перформанс мы определили как кинетическую драму — все это точно имеет отношение к современности и находится на территории искусства.
Перформанс будущего — какой он, на ваш взгляд?
Про перформанс не хочется говорить в будущем времени. То, как я его понимаю, — это всегда диалог с настоящим, можно придумать перформанс про будущее, но нельзя предсказать будущее перформанса. Поэтому, мне кажется, самый крутой перформанс — это тот, который разговаривает в настоящем времени с тобой сегодняшним. Перформанс — это то, что позволяет назвать или говорит о живых процессах или тех процессах, которые только начинают намечаться, но уже проявлены для художников, которые интуитивно понимают какие-то вещи быстрее или иначе. Художники бегут вперед, ловят в воздухе изменения и явления. Я бы сказала, что перформанс оспаривает некую норму восприятия со знаком плюс.