Анкета для публикации проекта доступна только в десктопной версии сайта

Таланты и поклонники: Маргарита Пушкина и «художники года» арт-группа «Провмыза»

8 сентября 2025 г.

Об институциональных номинациях арт-журналисту Олегу Краснову рассказали создатель ярмарки Сosmoscow Маргарита Пушкина и художники Галина Мызникова и Сергей Проворов («Провмыза»)
T

В этом году Cosmoscow отмечает 15-летие, и уже много лет ярмарка выбирает «художника года».
Что это дает самим авторам?

Маргарита Пушкина

Да, «художника года» мы начали выбирать уже со второго выпуска. Это было логичное решение, потому что ярмарка — многопрофильный проект, который объединяет большое количество участников. И мы мыслили ярмарку как международный проект. Нам хотелось, чтобы те галереи, те коллекционеры и публика, которые приезжают в Москву из-за рубежа, имели возможность в эту арт-неделю, помимо коммерческой части, увидеть дополнительно яркие проекты и персоналий. И «художник года» — как раз одна из тех программ. Для нас это дополнительная возможность коммуникационно поддержать художников и как можно больше рассказать про их творчество. Вспомнить хоть самый первый выпуск в 2010 году на «Красном Октябре». Было два некоммерческих проекта, которые увидели западные кураторы, а потом пригласили ряд художников участвовать в других международных выставках.

Маргарита Пушкина 

Как и кто номинирует художника?

МП

Мы ежегодно выбираем экспертный совет из числа тех, кто имеет отношение к искусству — журналистов, кураторов, коллекционеров, музейщиков. И просим их назвать своих кандидатов, объяснить свой выбор и позицию. Затем делаем дополнительный ресерч, готовим портфолио отобранных художников, и попечительский совет фонда выбирает одного финалиста, который получает возможность сделать проект в рамках ярмарки. Кроме того, на основе произведений «художника года» или его творческих методов каждый год делается визуальная айдентика ярмарки. На мой взгляд, в этом году благодаря Галине и Сергею получилось просто wow!

Арт-группа «Провмыза».
«Плащаница»

Галина Мызникова и Сергей Проворов («Провмыза»)

Галина, Сергей, для вас это первый подобный опыт?

Арт-группа «Провмыза»

До этого мы со своими видеоработами больше относились к музейным художникам —
большинство наших произведений находятся в коллекциях музеев и образовательных институций.
Конечно, мы участвовали в ярмарках, в том числе в Вене и Лондоне, но это было связано с институциональными проектами. Как и однажды на Cosmoscow, когда Пушкинский музей приобрел в коллекцию три наши работы и презентовал в рамках некоммерческой программы. А в «чистом» виде это случилось в первый раз в прошлом году — нижегородская «Галерея 9Б» предложила сделать и профинансировать — что особенно важно — проект для их стенда здесь же, на Cosmoscow. Они же предложили сделать довольно неожиданный для нас формат — фотографию. И это стало серьезным вызовом — в абсолютной статике с прищуром рассматривать негомогенную картину мира.

Мп

Это правда, «Галерея 9Б» в прошлом году героически сделала монографический стенд с вашим новым проектом, и я помню волнения галеристов. У них не было сомнений, но понятно: есть задача не только удивить публику, но и продать. И конечно, вы сделали замечательный проект, который был очень заметен.

природа — персонаж зачастую конфликтный, драматический

Что готовите для ярмарки в качестве «художников года»?

АгП

Пока у проекта рабочее название «Семена». Это фотографические полотна. Каждый день мы ездим на съемочную площадку, где специально для проекта создается природный ландшафт. Природа для нас всегда имеет антропологическое качество, она персонаж, зачастую конфликтный, драматический. И важно уловить неподдельное напряжение между человеком и природой. В данном проекте мы искусственно моделируем и природное пространство, и отношения. Сегодня это показалось нам интересным.

Если обтекаемо: мы пытаемся работать с такой темой, как перформативная скульптура. Пробуем фотографически зафиксировать такое двоякое состояние перформера, запечатлеть его в состоянии ускоряющейся неподвижности. Поймать этот момент — интересная задача. Кроме того, поместить его в некий «пожар» визуальности: у нас будет абсолютное барочное состояние, перенасыщенное цветом, формами, орнаментами...

Арт-группа «Провмыза». 
«Сколько ягод — столько и женщин»

Арт-группа «Провмыза». 
«Весь мир вверх тормашками»

Арт-группа «Провмыза». «Ювенильное море». 1992, 2025

На многих западных ярмарках «художников года» называют Special Guest. И соответственно, его работы можно встретить на многих галерейных стендах. Как обстоит дело на Cosmoscow и где искать работы «Провмызы»?

МП

Точно так же и у нас. Помню по предыдущим годам, что галеристы, зная, что «художнику года» будет посвящено немало материалов и внимания, выставляют произведения на стендах. Насколько я могу судить, в этом году тоже будут галереи с работами Галины и Сергея.

АгП

Мы работаем сейчас с двумя галереями — это MYTH из Санкт-Петербурга и упомянутая «Галерея 9Б» из Нижнего Новгорода. Обе участвуют в ярмарке, и питерцы, насколько я знаю, покажут наши работы.

Группа «Провмыза» — безусловно,
уже известные художники

Маргарита Пушкина с работой «Сколько ягод — столько и женщин».
Полотно 1, вертикаль, 2024. Арт-группа «Провмыза».
Из коллекции Елены Тальянской

Маргарита, а почему в этом сезоне выбрали именно «Провмызу»?

МП

Группа «Провмыза» — безусловно, уже известные художники, заметные в том числе и в международном поле, отмеченные многими наградами. Тем не менее мы подумали о том, что в то время, когда очень много событий происходит в искусстве, даже классикам не помешало бы дополнительное внимание.


То есть в любом случае художникам не хватает внимания?

АгП

Ну, смотря что мы подразумеваем под словом «внимание»...До прошлогоднего проекта последняя наша работа вышла в 2019 году — это Oratorium SARXSOMA, двухчасовое видеополотно. Конечно, художник хотел бы слышать о себе чаще. Но здесь очень важно приобрести какой-то внутренний опыт, чтобы быть готовым к следующему высказыванию. Какие-то новые переживания, боли внутренние, чтобы был предмет.

Галина Мызникова и Сергей Проворов («Провмыза»)

Арт-группа «Провмыза». 
«Ювенильное море». 1992, 2025

Пятилетний срок — не много?

АгП

Знаете, нам этого времени даже хватило на то, чтобы подумать, проговорить внутри себя вероятность выйти из искусства. И вот, можно сказать, Лена Тальянская из «Галереи 9Б» нас втащила назад (смеется). Такой момент тоже был.

МП

у идей есть свойство умирания

И это здорово!

За эти годы по вниманию не скучали?

АгП

Скучали скорее не по вниманию, а по тому, что нет реализации. Понимаете, у идей есть свойство умирания. Они живы только в тот момент, когда мы болеем ими и готовы творчески передать их другому человеку. А нет возможности высказаться — они умирают. И за это время их слишком много умерло. Поэтому мы внутри себя и стали проговаривать момент выхода из искусства. Состоялся очень тяжелый разговор с самими собой.

Сегодняшние идеи и работа воодушевляют?

АгП

Это очень важный для нас момент. Фотографией мы не занимались, для нас это абсолютно новое испытание. И открылось большое поле для экспериментов, которые мы хотели бы совершить с собой как с режиссерами. Поэтому мы с большим воодушевлением практически прыгаем с «крыши на крышу» (смеются).

{"width":960,"column_width":122,"columns_n":6,"gutter":45,"margin":0,"line":20}
default
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Mntsrrt; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 24px;}"}