Анкета для публикации проекта доступна только в десктопной версии сайта

Художественный экологический манифест Андрея Сяйлева

14 сентября 2025 г.

T

В июне вышел новый печатный выпуск журнала INTERIOR+DESIGN, посвященный экотехнологиям и ландшафтным проектам. Один из ключевых его материалов — художественный экологический манифест, который мы подготовили совместно с художником Андреем Сяйлевым на основе его недавних проектов, а теперь делимся текстом в digital-версии нашего издания. Кроме того, работы Андрея Сяйлева представлены в экспозиции главного проекта «Кожа Земли» Биеннале Экологического искусства в Нижнем Новгороде и увидеть их там можно до 1 октября.

Художник Андрей Сяйлев около двадцати лет изучает городскую среду, анализируя различные виды общественных взаимодействий, создавая новые социальные и культурные практики. Возможное будущее, которое предлагает Андрей Сяйлев, — договор с природой, где понятие «иностранцы» выходит за границы человеческого вида и предполагает разных обитателей планеты. Материал создан на основе описаний для разных проектов и составлен из текстов Андрея Сяйлева и искусствоведа, старшего научного сотрудника Третьяковки в Самаре Константина Зацепина.

ОТНОШЕНИЯ
С ПЛАНЕТОЙ.

«НАСЕКОМЫЕ ПРОТИВ ФЕОДАЛОВ»

Оптика художника устремлена в глубины темного бессознательного до цивилизации и религиозных представлений, туда, где на самой заре человеческой самоидентификации формируется различение «чужого» и «своего». Главные герои — пчелы, обитатели мира за миллионы лет до появления человека. Они предстают как универсальный, успешный супер организм, а мед можно воспринимать как образ вечной жизненной эссенции. Свидетели межвидовых конфликтов — гротескные альтер эго людей, переформатировавшие свои отношения с планетой.

Из проекта «Насекомые против феодалов» совместно с PA Gallery в ГРАУНД Солянке

Время странно ведет себя.

1

Жаль, что будущее уже в прошлом. Странствие объектов сквозь образ. Спровоцированное откровение.

2

Человек
не может выдумать пространство.

Он может его только воспроизводить. Владелец замка, потерявший все свои земли, строит новый замок внутри старого, чтобы защитить то, чего уже нет.
В этом и был вопрос, делать постепенное увеличение или ощущение шаткости, как будто может все упасть. Копошение муравьев, маленьких машин.

Сделай вид, что ты этого не говорил.

3

Сделай вид, что тебя здесь не было. Жук, ползущий вверх по дереву, видит его растущим вниз. Мир ищет ключ блокировки последнего человека.

ОТНОШЕНИЯ С ПЛАНЕТОЙ. 

ОТЕЛЬ «ЗЕЛЕНЫЙ»

Из проекта «Отель »Зеленый”» совместно с PA Gallery в Cube.Moscow

Символическая интервенция в различные «сообщества объектов» делает возможным их существование и восприятие в ином качестве — художественном. Существование единой и постоянно обновляемой «уникальной» базы визуальных характеристик городской среды позволит людям самостоятельно вносить и отслеживать объективные физические изменения и тенденции в развитии города. «Зеленый» — отель из забытых людьми вещей. Его населяют растения, зеленые хозяева полей, пустырей и руин. Выброшенные и заново собранные объекты освобождаются от функции слуг, обретая иных друзей. Случайность и дисгармония свалки превращается в согласие поэтического ряда. Ржавый скелет велосипеда — ищущая запустения полынь. Окаменевший валенок, ставший колонией насекомых, — спутанные стебли вьюнка. Ящик «Для писем и газет» — жгучесть мезозойского борщевика. Дверь, обитая лоскутами ткани, превращенная временем и сельскими кошками в бесформенный палимпсест, — трепетно-сквозной одуванчик.

Из проекта «Отель »Зеленый”» совместно с PA Gallery
в Cube.Moscow

Отжившие элементы быта, утратив прежние лица, не умирают, но переходят
на новый жизненный цикл. Опыт человеческого еще живет в них, но адресован уже не людям.
Ростки новой весны покрывают старые остовы, распускаются и цветут.
Старые вещи освобождаются как от прежних служебных функций в рамках человеческого мира,
так и от роли «мусора». Происходит их перезапуск на новом жизненном цикле.

дОГОВОР 

С ПРИРОДОЙ

Содержательная генеалогия идеи прослеживается в утопическом социализме Фурье, в свою очередь, восходящим к трактату Кампанеллы «Город Солнца», а также его архитектурной инкарнации в одноименном труде Ивана Леонидова.
Но социальные утопии прошлого охватывали лишь человечество. Новые практики современного искусства обращены к природному как к «иному». С ним человек желает сблизиться как со «своим», а точнее, вновь обрести «свое иное», некогда бывшее его органической частью, но вытесненное в процессе социализации, оставшись скрыой травмой отрыва от биологических корней, порождая романтическую ностальгию по природе в слиянии с неосознаваемым чувством вины и ответственности перед ней.

Такой подход направлен к осуществлению романтической мечты о Gesamtkunstwerk, синтетическом произведении, расширяя фундаментальное понятие целостности до обширного фрагмента среды, определенным образом смоделированной, но живущей свободной жизнью.

Из проекта Андрея Сяйлева «Дома Земли» для фестиваля «Архстояние» в 2024 году

С точки зрения «Договора с природой» важно поставить вопросы — когда и как? Остальное — очевидно. Когда и как, на каких основаниях, человек впустит в орбиту архаичных правовых отношений коллективного «иного», которого до этого момента он в лучшем случае держал на пороге. Того, кто также, как и человек, должен быть наделен статусом субъекта. Важно искать ответ — как и когда коллективный «иной», под которым можно понимать природу в целом, будет вовлечен в эти отношения.
В качестве ответа на вопрос «как?» подходит форма художественного произведения — художники и художницы, которые коллективным высказыванием манифестируют творческое равноправие видов.

{"width":960,"column_width":119,"columns_n":6,"gutter":49,"margin":0,"line":20}
default
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Mntsrrt; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 24px;}"}