Как и зачем строить «Белый город» в Никола-Ленивце: итоги юбилейного «Архстояния»
5 августа 2025 г.

В арт-парке Никола-Ленивец в 20-й раз прошел фестиваль «Архстояние». Проект, который с 2006 года знакомит зрителей с мультижанровым представлением о ландшафтном искусстве, начинался как смотр архитектурных концепций, ориентированный на профессиональное сообщество. Почти сразу в его фокус входило современное искусство, перформансы, позже появилась музыкальная программа, а одно из нововведений последних лет — кэмпы сообществ, стать автором которых может каждый, приняв участие в опен-колле.
По теме: Продюсер «Архстояния» Юлия Бычкова — о прошлом, настоящем и будущем фестиваля
Спустя 20 лет «Архстояние» — это не только Мекка российского архитектурного концептуализма, но и излюбленное место встречи людей, которые путешествуют, чтобы искать ответы на главные вопросы. В этой логике у фестиваля в Никола-Ленивце каждый год есть тема, обозначающая ключевую постановку вопроса для проектов, и в 2025-м она звучала как «Мое главное». Автор INTERIOR+DESIGN Ирина Герасимова рассказывает, как концепция фестиваля этого года связана с предысторией места.

О 20-летии «Архстояния» накануне его проведения и в дни фестиваля было написано много — это связано с тем, что для профессионального сообщества проект стал культовым в силу того, что одним из первых показал диапазон концептуальных возможностей современного искусства и его воплощение вне музейных стен. Как минимум, «Архстояние» ежегодно создавало объекты художников и архитекторов, что сделало Никола-Ленивец родиной российского лэнд-арта — авторы открывали здесь новый для себя метод, а кураторская команда выстраивала к нему системный подход.

Переход от узкоспециального экспериментального проекта к формату большого летнего фестиваля для широкой аудитории произошел примерно 10 лет назад — на тот момент постоянная коллекция арт-парка включала не менее 25 работ, созданных для фестиваля «Архстояние», и параллельно с этим публике стало понятно, что в этом месте рождаются новые смыслы.

На тот момент основатель арт-парка Николай Полисский стал чуть ли не признанным мастером. В Никола-Ленивце уже созданы его монументальные скульптуры — «Маяк» в 2004-м, «Жар-птица» в 2008-м, «Вселенский разум» в 2012-м, «Бобур» в 2013-м, «Сельпо» в 2015-м. В 2004 году он с артелью деревенских художников создает проект для выставки «Сообщники» Московской биеннале современного искусства, который показывали во дворе Новой Третьяковки, а в 2008-м «Никола-Ленивецкие промыслы» представляют Россию на Венецианской архитектурной биеннале. Но началось все со «Снеговиков» в 2000-м.

В какой-то момент Николай Полисский отошел от живописи и увидел возможности того, что предлагает природа, включая природные материалы. Отсюда вытекает ключевая идея проектов Никола-Ленивца и «Архстояния» — переосмысление материала. Неспроста главным проектом юбилейного «Архстояния» стал «Белый город», куратором которого был Василий Бычков. Проект «Белый город» — это пространство архитектурных концепций, для которого известные современные архитекторы предложили переосмысление привычных паттернов и форм. Например, бюро Archpoint досталась тема «Исправительное учреждение», попросту — тюрьма, в результате чего появилась инсталляция «Паноптикум», предлагающая заключенным смотреть на себя в зеркало и видеть в нем же отражение других «сокамерников».

Собственно, как инсталляция «Паноптикум» работает с переосмыслением формы, так «Архстояние» вот уже 20 лет предлагает задуматься об отношении к действительности в целом. Содержание фестивалей отчасти можно проследить по темам каждого года, которые достойны отдельного внимания: «Граница», «Ноев ковчег», «Вне земли», «Девять муз лабиринта», «Протосарай», «Знаки движения», «Выход из леса», «Здесь и сейчас», «Звизжи», «Убежище», «Как жить?», «Со-Здание», «Территория для 321 исполнителя», «Лень», «Личное», «Счастье есть?», «Игра в предсказания», «Мы». И, наконец, юбилейного года — «Мое главное».


Как ясно из темы, гостям прошедшего фестиваля предлагалось ответить на вопрос о том, что для них — главное. А ответы тех, кто написал о своем главном в дни фестиваля, транслировались бегущей строкой на объекте «Горсовет», символизирующем власть в этом «Белом городе» и выполненном в форме музыкального инструмента органа.

Другая ассоциация, которая рождается из идеи «Белого города», связана с концепцией рая на земле, к которой в Никола-Ленивце тоже неравнодушны, — этот лейтмотив встречается в названии образовательной программы «Как и зачем строить рай на земле?», в объекте «Белые ворота», который расположен на въезде в арт-парк, и в первоначальном замысле — создании рая для художников в самом широком смысле. Описание «Белого города» сопровождается обозначением о том, что это некий утопический внутренний город и пространство проекций. С другой стороны — сама идея арт-парка те же 20 лет назад могла казаться утопической, но стала реальной. Поэтому чем не стратегия для развития Никола-Ленивца на следующие 20 лет: превратить концепты этого года — в реальный город будущего.
Символически, что самым масштабным по площади объектом этого года стал Polygon Александра Штанюка — большое полотно, растянутое на поле возле «Ротонды», которое держат два огромных крана и над которым приподнимаются три белых шара, что намекает на то, что зритель прямо сейчас видит, как «матрица» дала сбой и он может воспринять нечто большее, если сделает этот выбор.

