Анкета для публикации проекта доступна только в десктопной версии сайта

20-й фестиваль «Архстояние» в Никола-Ленивце: знаковые арт-объекты утопического города

1 июля 2025 г.

В июле в арт-парке Никола-Ленивец пройдет юбилейный, 20-й по счету, Международный фестиваль ландшафтных объектов «АрХХстояние». Темой фестиваля станет «Мое главное». На протяжении трех дней территория парка превратится в «Белый город», где все арт-объекты и инсталляции будут выполнены в белом цвете. В парке построят административные, образовательные, медицинские, культурные и другие учреждения, которые есть в каждом городе. Всего представят 11 арт-объектов от архбюро Megabudka, Archpoint, Citizenstudio, а также Бориса Орлова, Сергея Шеховцова и других авторов.


По теме: Как прошел фестиваль «Архстояние 2024» в арт-парке Никола-Ленивец: «Мы» или не мы?

Редактор INTERIOR+DESIGN Анна Уколова поговорила с архитектором и куратором фестиваля Антоном Кочуркиным, а также с создателями самых интересных арт-объектов и отметила главную тему, объединяющую проекты, — состояние человека.

Антон Кочуркин

Архитектор, куратор фестиваля «Архстояние»

С каждым годом фестиваль становится все более масштабным. Какие изменения в формате вы добавили в 2025 году, чтобы отпраздновать 20-летие «Архстояния»?

Мы сконцентрировались на архитекторах и архитектурных типологиях. На самом первом фестивале участвовали только архитекторы, сейчас же мы сделали акцент на близкой архитекторам теме города. И чтобы реализовать эти идеи, мы пригласили куратора — Василия Бычкова, создателя «АРХ Москвы», ведущей профессиональной выставки, которой уже 30 лет. Этот фестиваль станет более плодовитым на арт-объекты — 11 специально созданных проектов будут напоминать городские учреждения. Осенью 2025 года мы готовим к выпуску двухтомник, посвященный Николаю Полисскому и «Архстоянию». Это будет весомый архив нашей деятельности за 20 лет.

Антон Кочуркин

Архитектор, куратор фестиваля «Архстояние»

Проект Александра Константинова «Дом из воздуха и линий», 2024

Что вы хотите передать гостям арт-парка через тему юбилейного фестиваля «Мое главное»? Какой эмоциональный опыт они заберут с собой после «АрХХстояния 2025»?

В работе с архитекторами «Архстояние» в течение многих лет оттачивало чистоту концептуального высказывания. Идеи проходят жесткий фильтр. Арт-объекты и дома-манифесты, которые возникали на территории, представляют собой реализацию актуальных философских и культурных смыслов, важных для каждого конкретного автора. То есть тема фестиваля «Главное» уже реализовывалась заочно. Но в этом году «Главное» развивается вокруг отношения к городу как к месту не только функциональному, но и жизнеутверждающему: из городских типологий архитекторы вынимают суть, представляя ее в виде остроумных, умных и ярких произведений.

Эскиз проекта «Музей», автор Наринэ Тютчева, 2025

Тема города уже звучала в 2012 году, когда наш парк «Версаль» приобрел арку, улицу и обелиск — основные элементы города в представлениях эпохи Возрождения, в то время как жители города (сообщества) уже вовсю взаимодействовали с территорией. Объекты фестиваля отражали происходящее в социальном ландшафте этой территории. Сейчас мы хотим представить романтический образ города, где есть улицы, тюрьма, площадь и даже горсовет. Вроде бы все привычно, но одновременно это только утопическая концепция, которая дает повод примерить урбанистические принципы планирования и отражать эти принципы как художественное высказывание.

За 20 лет фестиваль стал важной точкой развития ленд-арта и современного искусства в России. Что изменяется с каждым годом в создании визуального и эмоционального опыта для гостей фестиваля, а что остается прежним?

Многие профессиональные журналы размещают на обложках фотографии объектов с фестиваля «Архстояние». Влияние архитектурных идей ощущается на уровне всей культуры. Например, сейчас все фестивали, а их стало невероятно много, считают обязательным поработать с арт-объектами и создать волнующее архитектурное пространство, даже если это музыкальные фестивали. Неизменным остается качество и оригинальность содержания. Мы не любим повторяться и использовать уже представленные объекты и перформансы. Каждая ситуация уникальна и требует адаптации к контексту. Каждый год «Архстояние» открывает новые архитектурные объекты, новые смыслы и новые формы.

Фестиваль существует с 2006 года. Как вы планируете темы и проекты для фестиваля на ближайшие годы? Можно ли спланировать такой масштабный творческий процесс или он всегда видоизменяется и непредсказуем?

Если первые десять фестивалей я выбирал тему из контекста, учитывая множество творческих вызовов, то сейчас мы подходим к ее формированию комплексно, тестируя с разных сторон. Мы не забываем о форматах, которые отличают «Архстояние» от других фестивалей. Если раньше кураторская тема выбиралась мной, Николаем Полисским и нашим внутренним коллективом, то сейчас мы открываем систему и планируем приглашать сторонних кураторов, чтобы расширить диапазон творческих взглядов, инструментарий, язык и методы популяризации архитектуры, ландшафта и современного искусства. Не исключаю, что через пару лет, когда экоструктура парка станет еще более качественной, мы вновь обратимся к локальным вызовам, которые будут диктовать новые неосвоенные участки парка.

Расскажите о вашем проекте «Источник» на фестивале.

«Источник» вступает в конфронтацию с основной темой. Он задуман как проект, исследующий возникновение города в окружающей среде. Строительство любого города — это насилие над природой. Человечество бессознательно уничтожает природу на протяжении тысяч лет. К XXI веку пришло осознание, что действия города наносят вред природе, но процессы не останавливаются, экспансия продолжается.

«Источник» в контексте «Архстояния» — это место, где в медитации и прослушивании аудиотреков можно задуматься о хрупкости окружающего мира и наших попытках его услышать. Для аудиосопровождения я собрал мысли художников «Архстояния» за 20 лет — тех, для кого природа не просто красивый фон, а соавтор произведения, с которым нужно работать осторожно. Для визуализации идеи я обратился к балийской культуре, где развиты поклонение и ритуальная связь с природой. Например, дерево, покрытое клетчатой тканью Poleng, означает, что это дерево священно, у него нельзя отрывать ветки, необходимо следить за его здоровьем. Этот простой метод, позволяющий выделить место, наделяет его значимостью и смыслом.

Эскиз проекта «Источник», автор Антон Кочуркин

Кроме того, мне важно было, чтобы в реализации проекта не использовались строительные машины, пиломатериалы и другие новые техники, требующие переработки природных ресурсов. Я нахожу предметы и использую их символическое значение, работая с нулевым бюджетом. Этот объект существует вне города и является последней точкой маршрута по новым объектам этого «Белого города».

«Исправительное учреждение»

Валерий Лизунов и Archpoint

Концепция идеального тюремного учреждения

«Наш проект отражает идеи Мишеля Фуко из книги «Надзирать и наказывать». Мы оттолкнулись от концепции паноптикума, идеального пенитенциарного учреждения классической эпохи, но решили, что он должен быть инвертированным. Пространство, где каждый следит за собой, смотрит внутрь себя. Помимо паноптикума, системы направленных друг на друга зеркал, есть еще входной павильон, где зеркала настроены таким образом, чтобы человек видел отражение неба (или небо — человека). Это уже оммаж Иммануилу Канту — нравственный закон внутри нас и звездное небо над головой», — комментирует Владимир Нишуков, философ, соавтор проекта «Исправительное учреждение» бюро Archpoint.

Визуализация проекта «Исправительное учреждение», авторы Валерий Лизунов и Archpoint

«Лесная школа»

Citizenstudio и Studio 911

Михаил Бейлин, Виктор Крылов и Олег Шулика откроют школу в лесу под белыми парусами

Михаил Бейлин, архитектор и партнер бюро Citizenstudio, поделился идеей создания «Лесной школы». «Проект представляет собой аллюзию на потерявшиеся в лесу лодки с парусами. Пять мастерских-классов размещены вокруг открытого двора, который станет «актовым залом». Каждая мастерская имеет уникальный облик и яркое акцентное завершение. Это маленькие домики, где дети будут создавать макеты и поделки под руководством преподавателей архитектурной школы Studio 911. Во дворе будет постепенно формироваться композиция из детских проектов. Входы в некоторые домики не превышают 1,5 метра. Таким образом, мы сознательно сбиваем масштаб здания и подчеркиваем его как территорию детей».

Визуализация проекта «Лесная школа», авторы Citizenstudio и Studio 911

Соавтор проекта объясняет, почему выбран образ лодки с парусами: «Школа — это место, где нам передают теоретические знания, которые часто не соответствуют реальным жизненным задачам, подобно тому, как учиться плавать на суше, чтобы потом поплыть по волнам жизни. Однако даже теоретические знания могут оказаться полезными в сложных ситуациях. Семь парусов служат кинетической основой павильона, которые поднимаются учениками утром и спускаются вечером. В первый день паруса белые, а на второй их раскрашивают посетители, превращая в цветные. Школа меняется вместе с учениками, так и павильон в начале путешествия в «Архстояние» совсем не тот, что будет в конце. Только наши паруса среди деревьев все дни стояния на Угре будут ловить ветер надежды и радости. И удивительно в своей неуместности мерцать среди деревьев».

«Площадь церемоний»

Архбюро Megabudka

Площадь станет местом для «торжественных» церемоний и презентаций, где гости фестиваля смогут оставить послания «о самом главном»

«Megabudka — это про дуальность, противопоставление. Mega — что-то большое и концептуальное, а budka — маленькое и утилитарное. Видимо, поэтому мы и занимаемся русскостью — тут тоже дуальность/полярность. Парк «Версаль» на территории фестиваля — это упорядоченная природа, что тоже вполне себе антонимично. Поэтому и наш арт-объект должен продолжить эту тематику. Он не подчиняется структуре «Версаля», но связан осью с «Ротондой» Александра Бродского. Это не здание, но и не площадь. С одной стороны, проект структурно понятен, но с другой почему-то частично залез на лес. Вроде есть асфальт, но зачем он на природе? Вроде есть парадный вход, но войти можно где угодно, — и так далее. Регулярные церемонии будут проводиться здесь такие же по характеру, как и сам объект», — рассказывает Артем Укропов.

Визуализация проекта «Площадь церемоний», автор Megabudka

«Визуальный опыт представляет собой движение от «Ротонды» через разнообразные по высоте и габаритам пространствам — аллею, притвор и центральное пространство — к алтарю. Площадь имеет симметричную структуру, отсылающую к храму, но не является зданием. Интересно, что забор, огораживающий площадь, становится выше за счет того, что посетитель постепенно спускается по рельефу. При этом выйти из структуры и попасть обратно можно в любой момент — забор не глухой. Это первый архитектурный объект, где забор не огораживает пространство, а формирует его», — завершает архитектор.

Кураторы проекта: Антон Горовой, Кирилл Губернаторов, Дарья Листопад и Артем Укропов. Главный архитектор: Артем Укропов, ведущий архитектор: Анастасия Шаргородская. Продюсер проекта: Мария Кудашева.

Polygon

Александр Штанюк

Один из самых масштабных проектов «АрХХстояния». 500-метровая сеть накроет поле и будет подниматься и опускаться с помощью подъемников, а ночью светиться

За 20 лет проведения фестиваля «Архстояние» на территории Никола-Ленивца были созданы сотни различных проектов. POLYGON — это метафорическое «поле идей» или «белый холст», на котором художники и архитекторы начинают реализовывать свои замыслы. Рельеф инсталляции перманентно видоизменяется, как и проекты в процессе творчества. Инсталляция создана из 18 километров полипропиленовых лент, окрашенных люминесцентной краской. В ночное время поверхность полигона начнет мягко светиться и трансформирует поле у «Ротонды» в цифровой мираж, отсылающий к эстетике ретрофутуризма и низкополигональным ландшафтам аркадных игр из 1980-х. Ветер, воздействуя на ленты инсталляции, превращает полигон в огромный акустический инструмент, который через звукосниматели и колонки начинает взаимодействовать с посетителями арт-парка.

Визуализация проекта Polygon, автор Александр Штанюк. Размеры инсталляции 180×141×30 м

«Горсовет»

Борис Орлов, Сергей Шеховцов, Сергей Яралов

Арт-объект станет площадкой принятия важных решений и прототипом городского совета. Но вместо музыки здесь зазвучат голоса гостей фестиваля

«Горсовет представляет собой вершину коллективной власти, выполняющей управленческие, законодательные и представительские функции. Художественный образ этого места — музыкальный орган, самый большой и мощный инструмент, способный привлекать и вдохновлять массы своим многоголосием и мистической уникальностью тембра, — рассказывает о концепции проекта Сергей Шеховцев. — Воображаемый звук этого «короля инструментов» возникает в сознании зрителей, превращая объект то в светильник с тысячью свечей, то в торжественный букет невероятных размеров, то в неопалимую купину. При этом можно также рассматривать его как биологический орган, где разные ткани и клетки вместе выполняют определенную функцию. В данном «лесном» случае — функцию власти. Смысловое многоголосье формы, цвета, звука и места».

Эскиз арт-объекта «Горсовет», авторы Борис Орлов, Сергей Шеховцов и Сергей Яралов

«Лечебница»

Василий Бычков

Пространство для души с терапевтическими чаепитиями и разговорами

«Важнейшие учреждения любого города, и нашего в том числе, можно разделить на несколько типов по функциональному назначению: административные, образовательные, медицинские, культурные, транспортные и промышленные. Лечебница в Белом городе будет расположена примерно посередине стандартного туристического маршрута. Это важное место — промежуточный пункт-медпункт для осмысления своего внутреннего «города-я» после возможного самоочищения в «Бане» и осмотра первых объектов Белого города («Воздушный порт», «Аллея Эвезд», «Исправительное учреждение», «Школа», «Музей»). Наш город заботится обо всех его жителях. Это место саморефлексии, проверки своих внутренних миражей. Здесь будут оказывать первую психиатрическую помощь и стимулировать посетителей к размышлению о самом главном».

Эскиз проекта «Лечебница», автор Василий Бычков

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит