Анкета для публикации проекта доступна только в десктопной версии сайта

Продюсер «Архстояния» Юлия Бычкова — о прошлом, настоящем и будущем фестиваля

7 июля 2025 г.

Фестиваль современного искусства и архитектуры «Архстояние» готовится отмечать свое 20-летие: юбилейная сессия пройдет с 25 по 27 июля 2025 года в арт-парке Никола-Ленивец. В преддверии события автор INTERIOR+DESIGN Ирина Герасимова поговорила с продюсером «Архстояния» Юлией Бычковой, которая занимается этим проектом с момента его основания.


По теме: 20-й фестиваль «Архстояние» в Никола-Ленивце: знаковые арт-объекты утопического города

Какой смысл ваша команда вкладывает в тему 2025 года — «Мое главное»? И что — лично твое «главное»?

Команда, которая делает фестиваль, вкладывает в «главное», конечно, качество. Качество той радости, которую мы все готовы подарить нашим посетителям. Мы работаем над этим уже больше года, очень усердно трудимся, чтобы оправдать ожидания. Лично мое главное — это созидание. Я вижу смысл только в любви и порядке и считаю, что такая жизнь точно не пройдет зря.

Как пришла идея пригласить Василия Бычкова куратором «Архстояния» 2025? Как проходило обсуждение концепции и что фестивалю дало это сотрудничество?

Это очень забавная история. Мы внутри семьи делимся планами на будущее, и мой отец долго размышлял по поводу следующего шага развития своего проекта. В общих обсуждениях стало понятно, что Николай Полисский может быть прекрасным примером нового куратора «АРХ Москвы» — ведь это человек, деятельность которого находится вне архитектурного цеха, и при этом он может объемно и точно сформулировать задачи перед сообществом. Как только пришла эта идея, от Анатолия Белова, архитектурного критика и куратора, последовала мысль поменять местами Николая Полисского с Василием Бычковым — они армейские друзья и очень хорошо знают друг друга. Соответственно, Николай Владимирович пригласил отца курировать наше юбилейное «Архстояние». То есть Полисский курирует юбилейную «АРХ Москву», а Бычков — юбилейное «Архстояние». И, честно говоря, это был достаточно смелый шаг в неизведанное. Но все неизведанное и мятежное всегда дает много энергии, новый глоток воздуха для всей команды.

Расскажи подробнее об идее «Белого города», какое видение она предлагает публике?

Идея «Белого города» — это попытка представить, как любое сообщество, которое видит себя как развивающийся организм, может перерасти в городское поселение. Потому что мы, например, не знаем, во что может вырасти Никола-Ленивец через 20 или 100 лет. Но можно вспомнить то, как этот проект зарождался: в абсолютно глухом месте поселились художники и развивались как творческая коммуна. Сейчас это уже туристическая Мекка, вокруг которой вырастает бизнес-агломерация. Есть дороги, кафе, рестораны, торговые площади, зоны тишины, детские зоны. То есть даже творческая инициатива обрастает определенной инфраструктурой, социальными связями и коммуникационными узлами, похожими на то, как устроен большой мегаполис. Поэтому «Белый город» — это попытка заглянуть в будущее, нащупать те форматы, которые, возможно, приживутся в Никола-Ленивце (а возможно, и нет). Поэтому можно сказать, что это размышления на тему Никола-Ленивца как потенциального мегаполиса.

Наринэ Тютчева. «Музей» для проекта «Белый город»

Как ощущаются 20 лет работы с фестивалем, что получилось сделать за это время и что не получилось, но хотелось бы?

В первую очередь — как не зря прожитые годы, как счастье от того, сколько удалось сделать. Фестиваль действительно может быть эффективным инструментом для развития территории, наполнения ее смыслами, создания нового типа экономики, работы с локальным контекстом. Через этот инструмент мы смогли создать новый мир для очень многих людей, в котором им комфортно жить, работать, развиваться и даже рожать детей.

Как бы ты описала сущностную природу «Архстояния»? В чем суть этого проекта с учетом прошедших лет и какое будущее ты для него видишь?

Природа «Архстояния» — это метод экспонирования любого вида искусства в природной среде для создания уникального зрительского опыта, где природа выступает полноценным соавтором. И все это для того, чтобы формировать символический, коммуникационный, экономический капитал места. Будущее, которое я вижу для «Архстояния», — это создание сателлитов этого бренда для тех аудиторий, которые смогут оценить суть проекта и применить ее как эффективный инструмент для развития своего сообщества.

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит