Художники и их коллекции: 5 арт-деятелей, которые поддерживают сообщество изнутри
24 июня 2025 г.
Алина Хангареева, основатель и директор коммуникационного агентства «Взлет», искусствовед, поговорила с пятью российскими художниками о том, что для них значит коллекционирование, как это помогает арт-сообществу и какие работы они хотели бы заполучить в свой архив
Борис Макаров
Я пришел к коллекционированию, когда начал заниматься искусством. Постепенно стал собирать разные предметы — от сухоцветов до работ художников. Для меня это не про инвестиции, а скорее про обмен чувствами. Все объекты попали ко мне неслучайно — у каждого своя маленькая история. Это может быть короткая встреча или целая жизнь рядом. Сейчас я воспринимаю эти работы как напоминания о важных моментах.
По теме: Выставка Марии Ермоленко в шоуруме ювелирного бренда 10.GRAN
Коллекционеры, которые выбирают работы сами, обычно испытывают то же самое удовольствие, что и художники — просто с другого угла. Разница разве что в том, чего ты ждешь от предмета — чувства или прибыли. Последнее мне не близко. Я стараюсь собирать работы своих коллег и друзей— художников моего времени. Это дает ощущение присутствия и участия в общем процессе.


Это отражается и в том, что мои работы и коллекция постоянно перекликаются. Я обращаю внимание на то, как вещи уживаются в пространстве. Особенно люблю небольшие предметы, которые можно передвигать, как-то по-новому располагать. Думаю, в коллекции я чаще выбираю живопись и графику — может, потому что сам этим меньше занимаюсь, и в этом есть определенная тоска. Если какая-то из работ перестанет отзываться — это тоже нормально. Мы все меняемся, и взгляд тоже. Иногда достаточно просто убрать работу с глаз, а потом вдруг она снова резонирует — но уже по-другому.

Коллекционирование научило меня по-настоящему ценить работы других художников. Видя, сколько души, труда и внимания вложено в каждую из них, начинаешь относиться к ним особенно бережно — как к чему-то живому. Это воспитывает внимание, уважение и чуткость. А тем, кто только думает попробовать себя в роли коллекционера, я бы посоветовал не бояться собирать. Пишите художникам и галереям, интересуйтесь, даже просто поговорить о работе — это уже важно. И покупайте то, что вызывает чувство, — это всегда лучший ориентир. Ну и, конечно, пусть будет чуть больше финансовой свободы.

Турбен
Моя коллекция началась с того, что я не люблю голые стены, но обожаю живопись и графику. Абсолютно любую, в этом плане мне может понравиться что угодно. При этом я не коллекционирую работы, как марки, а преследую больше практическую цель — чтобы они были на виду и радовали глаз. Конечно, сложно найти для всех место, поэтому приходится хранить много предметов в папке. Новые экземпляры для коллекции нахожу через обмен с интересными мне художниками.


Мария Ермоленко
В первую очередь моя коллекция — это про любовь к искусству, про меня и эстетику, конечно. Она началась с покупки коллекционных книг, иностранных фотокниг, зинов, а потом стала расширяться принтами и живописью. Раньше моя художественная практика напрямую влияла на коллекционирование.


Когда я уделяла внимание фотографии, в моей коллекции было больше фото, когда книгами — больше книг, но сейчас, кажется, все пришло в равновесие и коллекция заполняется просто по случаю. Она в основном про застывший момент и магический реализм, эти понятия я использую и в своих работах.

Я считаю, что искусство, которое вам нравится, способно обогатить не только интерьер, но и вас лично. Поэтому не стесняйтесь предлагать бартер художниками, которые вам нравятся и чьи работы вы хотите себе в коллекцию, скорее всего, они только обрадуются такому предложению.


Екатерина Герасименко
В 2019 году мы познакомились на ярмарке SAM Fair в Петербурге со Славой Нестеровым и поменялись графикой, а годом позже то же самое произошло с коллегами Никой Черняевой и Беллой Покрова во время резиденции в Открытых студиях на «Винзаводе». С тех пор появилось желание что-то покупать и продолжать коллекцию. Для меня коллекционирование скорее про творческое расширение и поддержание каких-то связей в искусстве. Всех художников, чьи работы у меня есть, я знаю лично, в этом уже есть какая-то история и отношение. К тому же работы очень сильно наполняют пространство и изменяют его.

Пока что я выбираю работы и художников, с которыми мы очень не похожи стилистически и тематически. Мне вообще часто нравится что-то, что я никогда не стала бы делать сама, но при этом вызывает восторг. Как коллекционер, я смотрю на работу, во-первых, с эстетической точки зрения — возможно ли вписать это в жилое пространство и как. А во-вторых, для меня важна личность и история самого художника. В роли же художника я больше анализирую проблематику и контекст работ, а также технику исполнения.

Я очень хочу получить в коллекцию московских концептуалистов, а также старинные голландские офорты, если продолжать двигаться в направлении графики. Но главная мечта — это графика Рейчел Уайтрид, Джули Мерету, Базелица и Кифера, даже если это будут просто какие-то рабочие зарисовки.
Коллекционирование научило меня бережнее относиться к хранению и ведению архива, потому что часто ощущается какая-то большая ответственность за чужие работы. Мне кажется, важно выбрать какое-то направление, медиум или тему для коллекции, чтобы она не превращалось в хаос и могла логически развиваться. Для меня графика является самым удобным форматом в плане хранения, переездов и возможности экспонирования дома. Всегда можно начать с тиражной графики, которая, по моим ощущениям, немного недооценена. Это отличный шанс купить работы каких-то уже востребованных художников за доступные деньги.

Никита Dusto
В какой-то момент жизни у меня появилось желание поддержать друзей и деятелей, иметь у себя ту или иную работу автора. Во многом на этом импульсе сказалась тяга к собирательству, которая обогатила мою коллекцию находками с заброшенных объектов, ничейными фотографиями. Но основной движущей силой этой тяги является эстетика и любовь к автору и его произведениям.


Часто коллекционеры ассоциируются больше с инвестициями или ее попытками, но для художников все иначе. Единственное, что нас объединяет, — это желание иметь предмет или произведения автора рядом с собой. Художник-коллекционер — это про связь друг с другом, эстетику, поддержку и отношение к произведению не как к капиталу, который может со временем преумножиться.

Когда-нибудь мне бы хотелось добавить в коллекцию «Тряпочку» Тимура Новикова, рисунок Виктора Цоя, графику Булатова, оригинальный отпечаток Бориса Смелова, естественно, Кита Харинга и Баскию и любого рода оригинальные работы Зекпрома и тюремных авторов периода СССР. Но это так, чтобы помечтать!