
До 10 августа в Чебоксарах проходит II Чувашская биеннале современного искусства. В этом году проекты представлены на четырех площадках города: Чувашский драматический театр им. Иванова, Музей чувашской вышивки, КЦ«Сверхновый» и двор Чувашского национального музея. Тема этого года — «Дом о семи крыльях». Более 50 художников представили свои проекты, используя разные формы искусства: фотография, инсталляция, текстильная вышивка, живопись, видеоарт. В программе также значатся образовательные лекции, кинопросмотры, детские мастер-классы, серия перформансов.
По теме: Вторая Чувашская биеннале современного искусства
Редактор INTERIOR+DESIGN Анна Уколова поговорила с основательницей Чувашской биеннале современного искусства Юлией Константиновой и куратором Ириной Конюховой о том, как все начиналось и зачем биеннале Чебоксарам, а также отметила пять ярких проектов и новых имен в современном искусстве.

Как все начиналось? Как появилась идея биеннале и чем концептуально она отличается от первой?
Идея биеннале объединяет мой бэкграунд истфака, который призывал к исследованию своей культуры, и живой интерес к современному искусству. Биеннале — это форма, которая позволяет рассказать о культуре региона и развивать локальную художественную сцену. Первая биеннале заложила фундамент: сформировалась команда, круг единомышленников, мы обучили группу студентов медиации, сложилась сильная образовательная и параллельная программы. Вторая биеннале отличается более широкой географией присутствия в городе, системой лояльности в отелях, ресторанах и других культурных институциях. И самое главное — представлено большое количество художественных проектов.
При входе в театр висит баннер с надписью «Что такое биеннале?»...
Как мне кажется, этот вопрос дружелюбно располагает к диалогу с любым прохожим. Во время первой биеннале нам часто его задавали, и мы спокойно относимся к тому, что человек, не причастный к системе искусства, может не знать, что такое биеннале. Именно поэтому у нас на всех площадках проходят медиации по несколько раз в день. Оценить отношение горожан сложно без социологического исследования, так как основная аудитория, с которой мы работаем, интересуется искусством. Мое личное ощущение, что визуальная культура региона, в целом не только совриск, находятся на этапе развития и впереди еще много работы.
Есть ли планы на III биеннале? Будете ли выходить в городское пространство, работать с галереями и коллекционерами?
Говорить о следующей биеннале пока сложно. Я уверена, что наша команда продолжит работать над культурными проектами, а будет ли это в формате третьей биеннале или в другом виде, время покажет. Мне хотелось бы заниматься уличным искусством и паблик-артом, но многое зависит от запроса города и готовности воспринимать такие формы культуры в пространстве. Пока для меня это терра инкогнита, но любая неизвестность рождает во мне острую потребность ее познать.

Почему вы выбрали тему дома? Про что это для вас?
Мне нравится работать с темами, которые на первый взгляд кажутся простыми, даже банальными. Однако если подойти к ним неожиданно, можно создать выставку, вступающую в диалог со зрителем на множестве уровней. Тема дома близка каждому, а в контексте жизни малых народов России, современных миграционных процессов и осмысления национальной идентичности она приобретает особую глубину. Но что, если раскрыть не только эти аспекты, но и обратиться к таким явлениям, как бездомность, бегство в виртуальную реальность, дом как черная дыра или первобытная пещера? Исследование этих граней, обнажающих изнанку уюта и принадлежности, позволит создать экспозицию, провоцирующую интеллектуальное и эмоциональное сопереживание.
В опен-колле участвовало более 400 художников. Как проходил отбор участников? Что было важным?
Для меня принципиальным был нешаблонный подход к теме, стремление осмыслить современность через ее сложность и многогранность, избегая поверхностных трактовок. Параллельно мы анализировали соотношение медиаформатов, бюджетные рамки и реалистичность экспозиционных решений, чтобы проект оставался воплотимым без потери концептуальной стройности.
По каким критериям вы распределяли авторов и работы по пространствам? У вас был архитектор, который работал с выставочным пространством?
Да, после отбора работ к команде биеннале присоединились архитектор и дизайнер пространства. Основной нашей задачей стала работа над «Голубой гостиной»: мы возвели дополнительные стены, организовав пространство по принципу классической базилики — с центральным залом и двумя более узкими боковыми нефами. Экспонаты для этой зоны были отобраны заранее, и после завершения архитектурного планирования я выстроила их в нарративную структуру, обеспечивающую логичное восприятие при переходе от одного объекта к другому. Оставшиеся работы требовали размещения с учетом как пожеланий художников (предпочитаемое расположение, освещение), так и особенностей театральной архитектуры. Задача оказалась непростой, но, на мой взгляд, нам удалось найти баланс между художественным замыслом и техническими возможностями.
Художественно-ремесленные мастерские «Окоём»
«Внутри сада»
Текстильная инсталляция создана под руководством Елены Осиповой и предлагает зрителям войти в символичное пространство, где занавес символизирует преображение: цветы поднимаются от земли и превращаются в птиц. Работа связана с темой выставки и исследует важное значение птиц в чувашской мифологии и традициях.


Мария Плаксина (Хо Гуй) совместно с Т. Плаксиной
«Мамина папка»
Художественное объединение «Гуй» появилось в 2018 году в Екатеринбурге, его название означает ритуальный керамический треножник. В своих работах художники используют глину, паклю, сено, дерево — органические материалы, которые послужили основой для авторской скульптурной техники, близкой по своему способу лепки к ласточкиным гнездам. Авторы исследуют ценность разных традиций в современном искусстве и соединяют знакомые образы с фантастическими элементами. Например, проект «Мамина папка» создан одной из участниц объединения. Название проекта связано с кожаной папкой, в которой хранились детские и юношеские рисунки матери художницы Марии Плаксиной. На основании этих образов Мария создала керамические объекты, которые стали основой инсталляции и отражают личную память и эмоциональные переживания, передающиеся из поколения в поколение.



Сания и Камил Саженские
«По ту сторону улицы»
Работа создана в рамках программы ColLab Центра художественного производства «Своды» Дома культуры «ГЭС-2». В своем проекте художница Сания Саженская и документалист Камил Саженский исследуют быт цыганской общины. Центральная инсталляция работы воссоздает жилое пространство цыганского барона, но особую смысловую нагрузку несет панно с тафтинговой вышивкой, изображающее танцевальный эпизод традиционной цыганской свадьбы. Этот художественный элемент символически соединяет современные материалы с народными традициями. Завершает инсталляцию видеодокументация, в которой зафиксирована коммуникация авторов с жителями цыганского поселения.

Айгуль Актаева
«7:30»
В своей инсталляции художница представляет дом как живой организм через скульптурную композицию, связующую два архитектурных объекта. Внутри «домов» механизированные элементы воспроизводят предрассветную суету. Этот минимализм превращает бытовые действия в метафору жизненной энергии в домашней среде. Название «7.30» указывает на момент, когда внутренний мир квартиры встречается с внешней реальностью, создавая диалог между человеком и пространством: открываются окна, совершаются утренние ритуалы, слышны звуки улицы. Дом становится активным участником повседневной жизни.

Алина Буглеева
«Волга — связывающая нить»
Работы художницы погружают в диалог между татарским и чувашским мирами. Художественный метод Алины основан на принципе зеркальности: каждый холст посвящен элементам татарской культуры и имеет парное полотно с чувашскими мотивами. Через орнамент национальной одежды, обычаи и быт художница раскрывает философию дома как центра культурной памяти и живой традиции.
