Анкета для публикации проекта доступна только в десктопной версии сайта

Чувашская биеннале современного искусства: новые имена и яркие проекты

25 июля 2025 г.

Чувашская биеннале современного искусства фото

До 10 августа в Чебоксарах проходит II Чувашская биеннале современного искусства. В этом году проекты представлены на четырех площадках города: Чувашский драматический театр им. Иванова, Музей чувашской вышивки, КЦ«Сверхновый» и двор Чувашского национального музея. Тема этого года — «Дом о семи крыльях». Более 50 художников представили свои проекты, используя разные формы искусства: фотография, инсталляция, текстильная вышивка, живопись, видеоарт. В программе также значатся образовательные лекции, кинопросмотры, детские мастер-классы, серия перформансов. 


По теме: Вторая Чувашская биеннале современного искусства

Редактор INTERIOR+DESIGN Анна Уколова поговорила с основательницей Чувашской биеннале современного искусства Юлией Константиновой и куратором Ириной Конюховой о том, как все начиналось и зачем биеннале Чебоксарам, а также отметила пять ярких проектов и новых имен в современном искусстве.

Чувашская биеннале современного искусства фото

Как все начиналось? Как появилась идея биеннале и чем концептуально она отличается от первой?

Идея биеннале объединяет мой бэкграунд истфака, который призывал к исследованию своей культуры, и живой интерес к современному искусству. Биеннале — это форма, которая позволяет рассказать о культуре региона и развивать локальную художественную сцену. Первая биеннале заложила фундамент: сформировалась команда, круг единомышленников, мы обучили группу студентов медиации, сложилась сильная образовательная и параллельная программы. Вторая биеннале отличается более широкой географией присутствия в городе, системой лояльности в отелях, ресторанах и других культурных институциях. И самое главное — представлено большое количество художественных проектов.

При входе в театр висит баннер с надписью «Что такое биеннале?»...

Как мне кажется, этот вопрос дружелюбно располагает к диалогу с любым прохожим. Во время первой биеннале нам часто его задавали, и мы спокойно относимся к тому, что человек, не причастный к системе искусства, может не знать, что такое биеннале. Именно поэтому у нас на всех площадках проходят медиации по несколько раз в день. Оценить отношение горожан сложно без социологического исследования, так как основная аудитория, с которой мы работаем, интересуется искусством. Мое личное ощущение, что визуальная культура региона, в целом не только совриск, находятся на этапе развития и впереди еще много работы.

Есть ли планы на III биеннале? Будете ли выходить в городское пространство, работать с галереями и коллекционерами?

Говорить о следующей биеннале пока сложно. Я уверена, что наша команда продолжит работать над культурными проектами, а будет ли это в формате третьей биеннале или в другом виде, время покажет. Мне хотелось бы заниматься уличным искусством и паблик-артом, но многое зависит от запроса города и готовности воспринимать такие формы культуры в пространстве. Пока для меня это терра инкогнита, но любая неизвестность рождает во мне острую потребность ее познать.

Юлия Константинова

Основатель ЧБСИ

Чувашская биеннале современного искусства фото

Почему вы выбрали тему дома? Про что это для вас?

Мне нравится работать с темами, которые на первый взгляд кажутся простыми, даже банальными. Однако если подойти к ним неожиданно, можно создать выставку, вступающую в диалог со зрителем на множестве уровней. Тема дома близка каждому, а в контексте жизни малых народов России, современных миграционных процессов и осмысления национальной идентичности она приобретает особую глубину. Но что, если раскрыть не только эти аспекты, но и обратиться к таким явлениям, как бездомность, бегство в виртуальную реальность, дом как черная дыра или первобытная пещера? Исследование этих граней, обнажающих изнанку уюта и принадлежности, позволит создать экспозицию, провоцирующую интеллектуальное и эмоциональное сопереживание.

В опен-колле участвовало более 400 художников. Как проходил отбор участников? Что было важным?

Для меня принципиальным был нешаблонный подход к теме, стремление осмыслить современность через ее сложность и многогранность, избегая поверхностных трактовок. Параллельно мы анализировали соотношение медиаформатов, бюджетные рамки и реалистичность экспозиционных решений, чтобы проект оставался воплотимым без потери концептуальной стройности.

По каким критериям вы распределяли авторов и работы по пространствам? У вас был архитектор, который работал с выставочным пространством?

Да, после отбора работ к команде биеннале присоединились архитектор и дизайнер пространства. Основной нашей задачей стала работа над «Голубой гостиной»: мы возвели дополнительные стены, организовав пространство по принципу классической базилики — с центральным залом и двумя более узкими боковыми нефами. Экспонаты для этой зоны были отобраны заранее, и после завершения архитектурного планирования я выстроила их в нарративную структуру, обеспечивающую логичное восприятие при переходе от одного объекта к другому. Оставшиеся работы требовали размещения с учетом как пожеланий художников (предпочитаемое расположение, освещение), так и особенностей театральной архитектуры. Задача оказалась непростой, но, на мой взгляд, нам удалось найти баланс между художественным замыслом и техническими возможностями.

Ирина Конюхова

Куратор ЧБСИ

Художественно-ремесленные мастерские «Окоём»

«Внутри сада»

Текстильная инсталляция создана под руководством Елены Осиповой и предлагает зрителям войти в символичное пространство, где занавес символизирует преображение: цветы поднимаются от земли и превращаются в птиц. Работа связана с темой выставки и исследует важное значение птиц в чувашской мифологии и традициях. 

Чувашская биеннале современного искусства фото

Чувашская биеннале современного искусства фото

Мария Плаксина (Хо Гуй) совместно с Т. Плаксиной

«Мамина папка»

Художественное объединение «Гуй» появилось в 2018 году в Екатеринбурге, его название означает ритуальный керамический треножник. В своих работах художники используют глину, паклю, сено, дерево — органические материалы, которые послужили основой для авторской скульптурной техники, близкой по своему способу лепки к ласточкиным гнездам. Авторы исследуют ценность разных традиций в современном искусстве и соединяют знакомые образы с фантастическими элементами. Например, проект «Мамина папка» создан одной из участниц объединения. Название проекта связано с кожаной папкой, в которой хранились детские и юношеские рисунки матери художницы Марии Плаксиной. На основании этих образов Мария создала керамические объекты, которые стали основой инсталляции и отражают личную память и эмоциональные переживания, передающиеся из поколения в поколение.

Чувашская биеннале современного искусства фото
Чувашская биеннале современного искусства фото

Чувашская биеннале современного искусства фото

Сания и Камил Саженские

«По ту сторону улицы»

Работа создана в рамках программы ColLab Центра художественного производства «Своды» Дома культуры «ГЭС-2». В своем проекте художница Сания Саженская и документалист Камил Саженский исследуют быт цыганской общины. Центральная инсталляция работы воссоздает жилое пространство цыганского барона, но особую смысловую нагрузку несет панно с тафтинговой вышивкой, изображающее танцевальный эпизод традиционной цыганской свадьбы. Этот художественный элемент символически соединяет современные материалы с народными традициями. Завершает инсталляцию видеодокументация, в которой зафиксирована коммуникация авторов с жителями цыганского поселения. 

Чувашская биеннале современного искусства фото

Айгуль Актаева

«7:30»

В своей инсталляции художница представляет дом как живой организм через скульптурную композицию, связующую два архитектурных объекта. Внутри «домов» механизированные элементы воспроизводят предрассветную суету. Этот минимализм превращает бытовые действия в метафору жизненной энергии в домашней среде. Название «7.30» указывает на момент, когда внутренний мир квартиры встречается с внешней реальностью, создавая диалог между человеком и пространством: открываются окна, совершаются утренние ритуалы, слышны звуки улицы. Дом становится активным участником повседневной жизни.

Чувашская биеннале современного искусства фото

Алина Буглеева

«Волга — связывающая нить»

Работы художницы погружают в диалог между татарским и чувашским мирами. Художественный метод Алины основан на принципе зеркальности: каждый холст посвящен элементам татарской культуры и имеет парное полотно с чувашскими мотивами. Через орнамент национальной одежды, обычаи и быт художница раскрывает философию дома как центра культурной памяти и живой традиции.

Чувашская биеннале современного искусства фото

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит