Октябрь для артлавера: от Перье до Шиле

Чем больше мы смотрим на искусство, тем интереснее на него смотреть. Московские музеи приготовили нам нескучный месяц. Кому японская манга, кому голографическая Бьюрк, кому девушки Густава Климта, кому модернистские фотографии Бранкузи.

ЖАН-МАРИ ПЕРЬЕ. Кутюрье французской фотографии В Центре фотографии имени братьев Люмьер показывают французского фотографа, гуру модной фэшн-съемки. Хит выставки — серия «Мир дизайнеров моды», сделанная Перье в 90-е. В нее включены фотографии именитых дизайнеров — Ива-Сен Лорана, Жана-Поля Готье, Джона Гальяно, Вивьен Вествуд и Такады Кензо. В экспозицию также войдут фотографии разных периодов, начиная с первых этапов карьеры Перье, когда он работал в популярном французском журнале Salut les Copains, посвященном музыкальной культуре 1960-х и его съемок легендарных the Beatles и Rolling Stones первых лет их популярности.  22 сентября — 3 декабря

Карл Лагерфельд. © Jean-Marie Périer / Photo12

МОСКОВСКАЯ БИЕННАЛЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА Основной проект 7-й Московской международной биеннале — «Заоблачные леса». Куратор — Юко Хасегава. Среди участников Основного проекта — Мэтью Барни, Олафур Элиассон, которые создали новые работы специально для участия в биеннале. Главный эстетический крючок кураторской экспозиции, развернутой в залах Новой Третьяковской галереи — проект Bjork Digital: известная исландская певица и художница Бьорк поет, публика при помощи наушников и специальных очков погружается в виртуальную реальность, где можно виртуальными руками схватить танцующую голограмму Бьорк.  19 сентября 2017 – 18 января 2018 

КОНСТАНТИН БРАНКУЗИ В Московском Мультимедиа Арт Музее показывают выставку, которая считается одним из ключевых проектов параллельной программы Московской международной биеннале. В ММАМ приехали пять скульптур, несколько рисунков, множество фотографий, сделанных самим Бранкузи, документальные фотографии, фильмы. Жизнь его увлекательна как роман, творчество разнопланово и оригинально, дружеские связи неожиданы и интересны. Проблема одна, глядя на эту экспозицию,  трудно себя убедить в том, что Бранкузи скульптор, а не фотограф. 16 сентября — 12 ноября​

К. Бранкузи (1876–1957). «Спящая муза». 1910. Бронза. Центр Помпиду.

ЦАЙ ГОЦЯН В ГМИИ им. Пушкина нетривиально празднуют 100-летие русской революции. Приглашен современный китайский художник Цай Гоцян, который сделал проект специально для показа в России. Грандиозная инсталляция «Осень» перед портиком — шестнадцатиметровая гора детских кроваток и колясок, накрытая березками, — памятник утопическим мечтаниям. Продолжение проекта внутри здания: «Звук» с цитатой из интернационала «Никто не даст нам избавленья, ни бог, ни царь и не герой!». 28 сентября — 18 ноября

СТРАНА ЗЕРКАЛ. Кейичи Танаами На творчество Танаами, которого называют одним из пионеров японского поп-арта, оказали огромное влияние его детские впечатления и воспоминания — он родился в 1936 в Токио, пережил ужасы войны и оккупацию союзными войсками. В его работах причудливо переплелись эстетика традиционной японской гравюры, комиксов манга, западного авангардного кино, эротической фотографии, модных журналов. 

Death Bridge, 2012.

28 сентября — 18 ноября

МОДЕРНИЗМ БЕЗ МАНИФЕСТА Частное собрание Романа Бабичева, многолетнего исследователя перепетий русской художествненной жизни, охотника за произведениями живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства ХХ века, демонстрируют в ММОМА. Собранное им за двадцать пять лет — уникальный материал для отдельного музея и убедительный пример того, что первоклассные собрания скорее формируют страсть, интерес к художникам, желание вникнуть в историю, чем собственно финансовая мощь покупателя. 27 сентября — 20 ноября​

Г. Рублев. Первый трактор на Украине. 1929. Х.м. 167х152,5

ТАКАСИ МУРАКАМИ Выставка «Будет ласковый дождь» — новый проект знаменитого на весь мир японца. 55-летний художник на пике  популярности: его персональные выставки проходят в крупнейших музеях США и Европы. На выставке в Музее «Гараж» будет представлено более 80 работ — живопись, графика (в том числе тиражная), полнометражные фильмы и анимация — из Музея современного искусства XXI века (Канадзава), Художественного музея Мори (Токио) и частных коллекций; японская гравюра и живопись из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина; различные артефакты из студии Мураками, а также фотографии и манги из Мемориального музея мира (Хиросима). 29 сентября 2017 — 4 февраля 2018​

Т. Мураками. Кайкай и Кики. 2000–2005. Сталь, стекловолокно, синтетическая смола, масло, акрил. 181,5 × 71 × 53 см; 160 × 71 × 55 см. Частное собрание. Предоставлено Perrotin. © 2000–2005 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved

ГУСТАВ КЛИМТ. ЭГОН ШИЛЕ. Рисунки из музея Альбертина Два венских художника, два героя графической выставки в Пушкинском музее, с одной стороны, невероятно популярны, с другой стороны, их искусство не так часто гастролирует в России. Сто рисунков из великолепного собрания венского музея Альбертина разнообразны по жанрам: этюды фигур, связанные с живописными работами, портреты, самостоятельные этюды обнаженной женской модели. Техники традиционные — черный мел, графитный карандаш, акварель, гуашь,  образы и видение обоих художников — авангардные. Куратор Виталий Мишин обещает, выставка откроет нам новые эстетические горизонты. Было бы здорово. Давно пора. 10 октября 2017 — 14 января 2018

Э. Шиле. Натурщица в красном. 1914. Графитный карандаш и гуашь на японской бумаге © Albertina, Wien bzw © The Albertina Museum, Vienna

АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВ. Черный рейд В галерее «Наши художники» впервые будут представлены живопись и графика из частных собраний, созданные выдающимся русским художником Александром Яковлевым (1887–1938) во время трансафриканской экспедиции Андре Ситроена «Черный рейд» (1924–1925). Художник принял участие в автопробеге протяженностью 20 000 километров на шинно-гусеничных вездеходах — из Алжира через всю Центральную Африку до острова Мадагаскар. Путь, полный опасностей и приключений, детально освещался мировой прессой. В результате вояжа появились эффектные полотна и листы, с сильным ощущением ар-деко, наполненные модной в шальные годы этникой. 6 октября — 22 декабря

А. Яковлев. Танец кули-кута. Ниамей. 1926. Холст, масло.